0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и симптоматика

Принципы классификации симптомов и синдромов

tarix 21.01.2017
ölçüsü 22.01 Kb.
Перечень вопросов по специальности «Психиатрия и наркология»

для вступительных испытаний в клиническую ординатуру государственного

учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» в 2016 году

        1. Принципы классификации симптомов и синдромов.
        2. Астенический и депрессивный синдром.
        3. Маниакальный синдром, его классификация.
        4. Обсессивный синдром. Фобии, их разновидности.
        5. Деперсонализация и дереализация.
        6. Тревога и ее биологические механизмы. Тревога как адаптационная реакция.
        7. Истерический синдром, его варианты. Истерические (диссоциативные) нарушения моторики, чувствительности и вегетативных функций.
        8. Диссоциативные амнезия, фуга, ступор, судороги. Смешанные диссоциативные расстройства. Синдром Ганзера. Псевдодеменция, пуэрилизм.
        9. Ипохондрический синдром, его варианты. Сенестопатический синдром.
        10. Пapaнoидный синдpoм. Паранойяльный синдром, его варианты по фабуле и течению.
        11. Галлюцинаторный и галлюцинаторно-параноидный синдром.
        12. Псевдогаллюцинации. Психические автоматизмы, их виды. Синдром Кандинского-Клерамбо.
        13. Варианты кататонического синдрома.
        14. Общие признаки нарушенного сознания. Оглушение – определение, его степени, прогностическое значение.
        15. Делирий, стадии развития, формы. Онейроид, стадии развития, формы. Аменция.
        16. Сумеречные расстройства сознания, формы, варианты.
        17. Амнезия, ее виды. Парамнезии, амнестический синдром.
        18. Особенности симптоматики, психологического состояния, анамнестических сведений, выявленные в процессе клинического интервью, свидетельствующие о повышенном риске суицидального поведения пациента.
        19. Шизофрения: история изучения и современная оценка.
        20. Диагностические критерии шизофрении по МКБ-10.
        21. Общие правила использования нейролептиков в лечении острого приступа шизофрении и поддерживающего лечения шизофрении.
        22. Психиатрическое интервью: определение понятия, этапы.
        23. Расстройства, относящиеся к рубрике поведенческих синдромов, связанных с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
        24. Основные невербальные поведенческие особенности пациента с депрессией.
        25. Факторы, способствующие достижению доверительных отношений между врачом и пациентом с тревожным расстройством при проведении первичного клинического интервью.
        26. Особенности лечения расстройств настроения в пожилом возрасте.
        27. Классификация нейролептиков.
        28. Перенос и контрперенос: определение понятия. Наиболее частые проявления позитивного и негативного переноса (контрпереноса) в отношениях врача и пациента.
        29. Понятие расстройства зрелой личности.
        30. Наиболее часто используемые методы патопсихологической диагностики расстройств памяти.
        31. Роль экспериментально-психологического обследования в диагностике умственной отсталости.
        32. Особенности Шкалы суицидальных интенций (SIS) для лиц, совершивших парасуицид, свидетельствующие о высоком уровне стремления к смерти в суицидальном акте.
        33. Нервная анорексия и булимия: определение понятий. Диагностические признаки согласно МКБ-10.
        34. Нервная булимия: определение понятия. Диагностические признаки данного синдрома согласно МКБ-10.
        35. Дифференциальная диагностика нервной анорексии и булимии с другими расстройствами. Психические расстройства, часто сочетающиеся с расстройствами приёма пищи.
        36. Вещества, злоупотребление которыми относят к классификационной рубрике «Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости» (F55).
        37. Синдромы и состояния, относящиеся к половым дисфункциям, не обусловленным органическим расстройством или заболеванием.
        38. Классификация невротических и связанных со стрессом расстройств.
        39. Диагностические критерии синдрома деменции.
        40. Диссоциативные расстройства, этиология, клиника, лечение.
        41. Типичные морфологические и нейрохимические изменения в мозге при болезни Альцгеймера. Обследование пациента при подозрении на болезнь Альцгеймера.
        42. Психические расстройства при соматических заболеваниях, общая характеристика.
        43. Основные диагностические критерии органических расстройств.
        44. Фармакотерапия невротических и связанных со стрессом расстройств.
        45. Злокачественный нейролептический синдром – клиника и лечение.
        46. Тревожно-фобические расстройства: клиника и лечение.
        47. Расстройства адаптации, клиника, лечение.
        48. Соматизированные и соматоформные расстройства, клиника, лечение.
        49. Общие правила лечения депрессивного эпизода.
        50. Психические расстройства при эпилепсии.
        51. Основные элементы невербального поведения и их роль при общении.
        52. Шизоаффективное расстройство: критерии, клиника, лечение
        53. Шизотипическое расстройство: критерии, клиника, лечение.
        54. Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении.
        55. Клиника, диагностика и лечение при болезни Альцгеймера. Дифференциально-диагностические отличия деменции при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.
        56. Атипичные нейролептики, общая характеристика.
        57. Лечение расстройств зрелой личности.
        58. Этапы скрининга алкогольной зависимости.
        59. Предикторы повышенного риска суицида.
        60. Основные принципы деятельности организации Анонимных Алкоголиков.
        61. Критерии депрессивных эпизодов различной степени тяжести по МКБ-10.
        62. Факторы, повышающие риск развития состояний отмены и зависимости при приеме бензодиазепинов.
        63. Гиперсомния неорганической природы: определение понятия, основные клинические признаки согласно МКБ-10.
        64. Дифференциальная диагностика гиперсомнии неорганической природы и другими расстройствами. Психические расстройства, часто сочетающиеся с синдромом гиперсомнии.
        65. Умственная отсталость, клиническая симптоматика.
        66. Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи»: цель и задачи.
        67. Анатомические структуры мозга и нейромедиаторы, связанные с расстройствами настроения.
        68. Циклотимия, дистимия, сезонное аффективное расстройство: критерии, клиника, лечение.
        69. Нарушения сна при депрессивных и маниакальных расстройствах.
        70. Антидепрессанты, химические группы, механизм действия.
        71. Депрессии при шизофрении, разновидности связей с острым эпизодом.
        72. Постпсихотическая депрессия, виды, тактика лечения.
        73. Послеродовая депрессия, диагностика, лечение
        74. Нормотимики, химические группы, механизм действия.
        75. Соли лития, механизм действия, достоинства и недостатки.
        76. Соли вальпроевой кислоты, механизм действия, достоинства и недостатки
        77. Купирование маниакального возбуждения, группы лекарственных средств, сроки применения.
        78. Виды психотерапевтической коррекции при депрессивном синдроме.
        79. Критерии зависимости от психоактивных веществ по МКБ-10.
        80. Клиника, диагностика и лечение опиоидной зависимости и синдрома отмены опиоидов. Заместительная терапия опиоидной зависимости.
        81. Клиника, диагностика и лечение алкогольной зависимости и синдрома отмены алкоголя.
        82. Противорецидивная фармакотерапия алкогольной зависимости.
        83. Клиника, диагностика и лечения зависимости от психостимуляторов.
        84. Клиника, диагностика и лечения зависимости от никотина.
        85. Клиника, диагностика и лечения зависимости от ингалянтов.
        86. Галлюциногены – классификация, основные представители.
        87. Клиника, диагностика и лечение зависимости от каннабиноидов.
        88. Клиника, диагностика и лечение зависимости от седативных и снотворных средств.
        89. Психотерапия в наркологии.
        90. Нехимические зависимости.
        91. До- и послетестовое консультирование при тестировании на ВИЧ-инфекцию.
        92. Мотивационное интервью.

Принципы классификации симптомов и синдромов

tarix 21.01.2017
ölçüsü 22.01 Kb.
Перечень вопросов по специальности «Психиатрия и наркология»

для вступительных испытаний в клиническую ординатуру государственного

учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» в 2016 году

        1. Принципы классификации симптомов и синдромов.
        2. Астенический и депрессивный синдром.
        3. Маниакальный синдром, его классификация.
        4. Обсессивный синдром. Фобии, их разновидности.
        5. Деперсонализация и дереализация.
        6. Тревога и ее биологические механизмы. Тревога как адаптационная реакция.
        7. Истерический синдром, его варианты. Истерические (диссоциативные) нарушения моторики, чувствительности и вегетативных функций.
        8. Диссоциативные амнезия, фуга, ступор, судороги. Смешанные диссоциативные расстройства. Синдром Ганзера. Псевдодеменция, пуэрилизм.
        9. Ипохондрический синдром, его варианты. Сенестопатический синдром.
        10. Пapaнoидный синдpoм. Паранойяльный синдром, его варианты по фабуле и течению.
        11. Галлюцинаторный и галлюцинаторно-параноидный синдром.
        12. Псевдогаллюцинации. Психические автоматизмы, их виды. Синдром Кандинского-Клерамбо.
        13. Варианты кататонического синдрома.
        14. Общие признаки нарушенного сознания. Оглушение – определение, его степени, прогностическое значение.
        15. Делирий, стадии развития, формы. Онейроид, стадии развития, формы. Аменция.
        16. Сумеречные расстройства сознания, формы, варианты.
        17. Амнезия, ее виды. Парамнезии, амнестический синдром.
        18. Особенности симптоматики, психологического состояния, анамнестических сведений, выявленные в процессе клинического интервью, свидетельствующие о повышенном риске суицидального поведения пациента.
        19. Шизофрения: история изучения и современная оценка.
        20. Диагностические критерии шизофрении по МКБ-10.
        21. Общие правила использования нейролептиков в лечении острого приступа шизофрении и поддерживающего лечения шизофрении.
        22. Психиатрическое интервью: определение понятия, этапы.
        23. Расстройства, относящиеся к рубрике поведенческих синдромов, связанных с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
        24. Основные невербальные поведенческие особенности пациента с депрессией.
        25. Факторы, способствующие достижению доверительных отношений между врачом и пациентом с тревожным расстройством при проведении первичного клинического интервью.
        26. Особенности лечения расстройств настроения в пожилом возрасте.
        27. Классификация нейролептиков.
        28. Перенос и контрперенос: определение понятия. Наиболее частые проявления позитивного и негативного переноса (контрпереноса) в отношениях врача и пациента.
        29. Понятие расстройства зрелой личности.
        30. Наиболее часто используемые методы патопсихологической диагностики расстройств памяти.
        31. Роль экспериментально-психологического обследования в диагностике умственной отсталости.
        32. Особенности Шкалы суицидальных интенций (SIS) для лиц, совершивших парасуицид, свидетельствующие о высоком уровне стремления к смерти в суицидальном акте.
        33. Нервная анорексия и булимия: определение понятий. Диагностические признаки согласно МКБ-10.
        34. Нервная булимия: определение понятия. Диагностические признаки данного синдрома согласно МКБ-10.
        35. Дифференциальная диагностика нервной анорексии и булимии с другими расстройствами. Психические расстройства, часто сочетающиеся с расстройствами приёма пищи.
        36. Вещества, злоупотребление которыми относят к классификационной рубрике «Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости» (F55).
        37. Синдромы и состояния, относящиеся к половым дисфункциям, не обусловленным органическим расстройством или заболеванием.
        38. Классификация невротических и связанных со стрессом расстройств.
        39. Диагностические критерии синдрома деменции.
        40. Диссоциативные расстройства, этиология, клиника, лечение.
        41. Типичные морфологические и нейрохимические изменения в мозге при болезни Альцгеймера. Обследование пациента при подозрении на болезнь Альцгеймера.
        42. Психические расстройства при соматических заболеваниях, общая характеристика.
        43. Основные диагностические критерии органических расстройств.
        44. Фармакотерапия невротических и связанных со стрессом расстройств.
        45. Злокачественный нейролептический синдром – клиника и лечение.
        46. Тревожно-фобические расстройства: клиника и лечение.
        47. Расстройства адаптации, клиника, лечение.
        48. Соматизированные и соматоформные расстройства, клиника, лечение.
        49. Общие правила лечения депрессивного эпизода.
        50. Психические расстройства при эпилепсии.
        51. Основные элементы невербального поведения и их роль при общении.
        52. Шизоаффективное расстройство: критерии, клиника, лечение
        53. Шизотипическое расстройство: критерии, клиника, лечение.
        54. Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении.
        55. Клиника, диагностика и лечение при болезни Альцгеймера. Дифференциально-диагностические отличия деменции при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.
        56. Атипичные нейролептики, общая характеристика.
        57. Лечение расстройств зрелой личности.
        58. Этапы скрининга алкогольной зависимости.
        59. Предикторы повышенного риска суицида.
        60. Основные принципы деятельности организации Анонимных Алкоголиков.
        61. Критерии депрессивных эпизодов различной степени тяжести по МКБ-10.
        62. Факторы, повышающие риск развития состояний отмены и зависимости при приеме бензодиазепинов.
        63. Гиперсомния неорганической природы: определение понятия, основные клинические признаки согласно МКБ-10.
        64. Дифференциальная диагностика гиперсомнии неорганической природы и другими расстройствами. Психические расстройства, часто сочетающиеся с синдромом гиперсомнии.
        65. Умственная отсталость, клиническая симптоматика.
        66. Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи»: цель и задачи.
        67. Анатомические структуры мозга и нейромедиаторы, связанные с расстройствами настроения.
        68. Циклотимия, дистимия, сезонное аффективное расстройство: критерии, клиника, лечение.
        69. Нарушения сна при депрессивных и маниакальных расстройствах.
        70. Антидепрессанты, химические группы, механизм действия.
        71. Депрессии при шизофрении, разновидности связей с острым эпизодом.
        72. Постпсихотическая депрессия, виды, тактика лечения.
        73. Послеродовая депрессия, диагностика, лечение
        74. Нормотимики, химические группы, механизм действия.
        75. Соли лития, механизм действия, достоинства и недостатки.
        76. Соли вальпроевой кислоты, механизм действия, достоинства и недостатки
        77. Купирование маниакального возбуждения, группы лекарственных средств, сроки применения.
        78. Виды психотерапевтической коррекции при депрессивном синдроме.
        79. Критерии зависимости от психоактивных веществ по МКБ-10.
        80. Клиника, диагностика и лечение опиоидной зависимости и синдрома отмены опиоидов. Заместительная терапия опиоидной зависимости.
        81. Клиника, диагностика и лечение алкогольной зависимости и синдрома отмены алкоголя.
        82. Противорецидивная фармакотерапия алкогольной зависимости.
        83. Клиника, диагностика и лечения зависимости от психостимуляторов.
        84. Клиника, диагностика и лечения зависимости от никотина.
        85. Клиника, диагностика и лечения зависимости от ингалянтов.
        86. Галлюциногены – классификация, основные представители.
        87. Клиника, диагностика и лечение зависимости от каннабиноидов.
        88. Клиника, диагностика и лечение зависимости от седативных и снотворных средств.
        89. Психотерапия в наркологии.
        90. Нехимические зависимости.
        91. До- и послетестовое консультирование при тестировании на ВИЧ-инфекцию.
        92. Мотивационное интервью.

Гипертоническая болезнь: классификация и симптомы

Гипертонической болезнью называют заболевание, которое сопровождается длительным повышением систолического и диастолического давления крови и нарушением регуляции местного и общего кровообращения. Данная патология провоцируется дисфункцией высших центров сосудистой регуляции, и она никак не связана с органическими патологиями сердечно-сосудистой, эндокринной и мочевыделительной систем. Среди артериальных гипертензий она составляет около 90-95% случаев и только 5-10% приходится на долю вторичной (симптоматической) гипертензии.

Рассмотрим причины гипертонической болезни, приведем классификацию и расскажем о симптомах.

Причины гипертонической болезни

Причина подъема артериального давления при гипертонической болезни заключается в том, что, в ответ на стресс, высшие центры головного мозга (продолговатый мозг и гипоталамус) начинают вырабатывать большее количество гормонов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. У больного появляется спазм периферических артериол, а повышенный уровень альдостерона вызывает задержку ионов натрия и воды в крови, что приводит к увеличению объема крови в сосудистом русле и подъему артериального давления. Со временем увеличивается вязкость крови, происходит утолщение стенок сосудов и сужение их просвета. Эти изменения приводят к формированию стойкого высокого уровня сопротивления сосудов, и артериальная гипертензия становится стабильной и необратимой.

Механизм развития гипертонической болезни

В процессе прогрессирования заболевания стенки артерий и артериол становятся все более проницаемыми и пропитываются плазмой. Это приводит к развитию артериосклероза и элластофиброза, которые провоцируют необратимые изменения в тканях и органах (первичный нефросклероз, гипертоническая энцефалопатия, склероз миокарда и др.).

Классификация

Классификация гипертонической болезни включает в себя следующие параметры:

  1. По уровню и стабильности повышения артериального давления.
  2. По уровню повышения диастолического давления.
  3. По течению.
  4. По поражению органов, восприимчивых к колебаниям артельного давления (органов-мишеней).

По уровню и стабильности повышения артериального давления выделяют такие три степени гипертонической болезни:

  • I (мягкая) – 140-160/90-99 мм. рт. ст., АД повышается кратковременно и не требует медикаментозного лечения;
  • II (умеренная) – 160-180/100-115 мм. рт. ст., для снижения артериального давления требуется прием гипотензивных средств, соответствует I-II стадии заболевания;
  • III (тяжелая) – выше 180/115-120 мм. рт. ст., имеет злокачественное течение, плохо поддается медикаментозной терапии и соответствует III стадии заболевания.

По уровню диастолического давления выделяют такие варианты гипертонической болезни:

  • легкого течения – до 100 мм. рт. ст.;
  • умеренного течения – до 115 мм. рт. ст.;
  • тяжелого течения – выше 115 мм. рт. ст.

При мягком прогрессировании гипертонической болезни в ее течении можно выделить три стадии:

  • транзиторная (I стадия) – АД нестабильное и повышается эпизодически, колеблется в пределах 140-180/95-105 мм. рт. ст., иногда наблюдаются нетяжелые гипертонические кризы, патологические изменения во внутренних органах и ЦНС отсутствуют;
  • стабильная (II стадия) – АД поднимается от 180/110 до 200/115 мм. рт. ст., тяжелые гипертонические кризы наблюдаются чаще, у больного во время обследования обнаруживаются органические поражения органов и ишемия головного мозга;
  • склеротическая (III стадия) – АД поднимается до 200-230/115-130 мм. рт. ст. и выше, гипертонические кризы становятся частыми и тяжелыми, поражения внутренних органов и ЦНС вызывают тяжелые осложнения, которые могут угрожать жизни больного.

Тяжесть гипертонической болезни определяется по степени поражения органов-мишеней: сердца, головного мозга, сосудов и почек. На II стадии заболевания выявляются такие поражения:

  • сосуды: наличие атеросклероза аорты, сонных, бедренных и подвздошных артерий;
  • сердце: стенки левого желудочка становятся гипертрофированными;
  • почки: у больного выявляется альбуминурия и креатинурия до 1,2-2 мг/100 мл.

На III стадии гипертонической болезни органические поражения органов и систем прогрессируют и могут вызывать не только тяжелые осложнения, но и смерть больного:

  • сердце: ИБС, сердечная недостаточность;
  • сосуды: полное закупоривание артерий, расслоение аорты;
  • почки: почечная недостаточность, уремическая интоксикация, креатинурия выше 2 мг/100 мл;
  • глазное дно: мутность сетчатки, отечность сосочка зрительного нерва, очаги кровоизлияний, ринопатия, слепота;
  • ЦНС: сосудистые кризы, церебросклероз, нарушения слуха, ангиоспастические, ишемические и геморрагические инсульты.

В зависимости от преобладания склеротических, некротических и геморрагических поражений в сердцах, головном мозге и очках выделяют такие клинико-морфологические формы заболевания:

Причины

Основная причина в развитии гипертонической болезни заключается в появлении нарушения регуляторной деятельности продолговатого мозга и гипоталамуса. Такие нарушения могут провоцироваться:

  • частыми и длительными волнениями, переживаниями и психоэмоциональными потрясениями;
  • чрезмерной интеллектуальной нагрузкой;
  • ненормированным рабочим графиком;
  • влиянием внешних раздражающих факторов (шума, вибрации);
  • нерациональным питанием (потребление большого количества продуктов с высоким уровнем содержания животных жиров и поваренной соли);
  • наследственной предрасположенностью;
  • алкоголизмом;
  • никотиновой зависимостью.

Способствовать развитию гипертонической болезни могут различные патологии щитовидной железы, надпочечников, ожирение, сахарный диабет и хронические инфекции.

Врачами отмечается, что развитие гипертонической болезни чаще начинается в возрасте 50-55 лет. До 40 лет она чаще наблюдается у мужчин, а после 50 лет – у женщин (особенно после наступления климакса).

Симптомы

Выраженность клинической картины гипертонической болезни зависит от уровня подъема артериального давления и поражения органов-мишеней.

На начальных стадиях болезни у больного появляются жалобы на такие невротические нарушения:

  • эпизоды головной боли (она чаще локализируется в области затылка или лба и усиливается при движении и попытке наклона вниз);
  • головокружения;
  • непереносимость яркого света и громкого звука при головных болях;
  • чувство тяжести в голове и пульсации в висках;
  • шум в ушах;
  • вялость;
  • тошнота;
  • сердцебиение и тахикардия;
  • нарушения сна;
  • быстрая утомляемость;
  • парестезии и болезненное покалывание в пальцах рук, которое может сопровождаться побледнением и полной утратой чувствительности в одном из пальцев;
  • перемежающаяся хромота;
  • псевдоревматические боли в мышцах;
  • похолодание в ногах.

При прогрессировании заболевания и стойком повышении артериального давления до 140-160/90-95 мм. рт. ст. у больного отмечаются:

  • боли в области груди;
  • тупые боли в сердце;
  • одышка при быстрой ходьбе, подъеме по лестнице, беге и увеличении физической нагрузки;
  • ознобоподобный тремор;
  • тошнота и рвота;
  • ощущение пелены и мелькания мушек перед глазами;
  • кровотечения из носа;
  • потливость;
  • покраснение лица;
  • одутловатость век;
  • отечность конечностей и лица.

Гипертонические кризы при прогрессировании заболевания становятся все более частыми и продолжительными (могут длиться несколько дней), а артериальное давление поднимается до более высоких цифр. Во время криза у больного появляется:

  • чувство тревожности, беспокойства или страха;
  • холодный пот;
  • головная боль;
  • озноб, тремор;
  • покраснение и отечность лица;
  • ухудшение зрения (пелена перед глазами, снижение остроты зрения, мелькание мушек);
  • нарушения речи;
  • онемение губ и языка;
  • приступы рвоты;
  • тахикардия.

Гипертонические кризы на I стадии болезни редко приводят к осложнениям, но при II и III стадии заболевания они могут осложняться гипертонической энцефалопатией, инфарктом миокарда, отеком легкого, почечной недостаточностью и инсультами.

Диагностика

Обследование больных с подозрением на гипертоническую болезнь направлено на подтверждение стабильного подъема артериального давления, исключение вторичной гипертензии, определение стадии заболевания и выявление повреждений органов-мишеней. Оно включает в себя такие диагностические исследования:

  • тщательный сбор анамнеза;
  • замеры артериального давления (на обеих руках, утром и вечером);
  • биохимические анализы крови (на сахар, креатинин, триглицериды, общий холестерин, уровень калия);
  • анализы мочи по Нечипоренко, Земницкому, на пробу Реберга;
  • ЭКГ;
  • Эхо-КГ;
  • исследования глазного дна;
  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • УЗИ брюшной полости;
  • УЗИ почек;
  • урография;
  • аортография;
  • ЭЭГ;
  • компьютерная томография почек и надпочечников;
  • анализы крови на уровень кортикостероидов, альдостерона и активности ренина;
  • анализ мочи на катехоламины и их метаболиты.

Лечение

Для лечения гипертонической болезни применяется комплекс мероприятий, которые направлены на:

  • снижение артериального давления до нормальных показателей (до 130 мм. рт. ст., но не ниже 110/70 мм. рт. с.);
  • профилактику поражения органов-мишеней;
  • исключение неблагоприятных факторов (курения, ожирения и др.), которые способствуют прогрессированию заболевания.

Немедикаментозная терапия гипертонической болезни включает в себя ряд мероприятий, которые направлены на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих прогрессирование заболевания, и профилактику возможных осложнений артериальной гипертензии. Они включают в себя:

  1. Отказ от курения и приема алкогольных напитков.
  2. Борьбу с лишним весом.
  3. Увеличение физической активности.
  4. Изменение режима питания (сокращение количества потребляемой поваренной соли и количества животных жиров, увеличение потребления растительной пищи и продуктов с высоким содержанием калия и кальция).

Медикаментозная терапия при гипертонической болезни назначается пожизненно. Подбор лекарственных средств выполняется строго индивидуально с учетом данных о состоянии здоровья больного и риска развития возможных осложнений. В комплекс медикаментозной терапии могут входить препараты следующих групп:

  • антиадренергические средства: Пентамин, Клофелин, Раунатин, Резерпин, Теразонин;
  • блокаторы бета-адренергических рецепторов: Тразикор, Атенолол, Тимол, Анаприлин, Вискен;
  • блокаторы альфа-адренергических рецепторов: Празозин, Лабеталол;
  • артериолярные и венозные дилататоры: Нитропруссид натрия, Димекарбин, Тенситрал;
  • артериолярные вазодилататоры: Миноксидил, Апрессин, Гиперстат;
  • антагонисты кальция: Коринфар, Верапамил, Дилтиазем, Нифедипин;
  • ингибиторы АПФ: Лизиноприл, Каптоприл, Эналаприл;
  • диуретики: Гипотиазид, Фуросемид, Триамтерен, Спиронолактон;
  • блокаторы рецепторов ангиотензина II: Лозартан, Валсартан, Лориста H, Навитен.

Больным с высоким уровнем диастолического давления (выше 115 мм. рт. ст.) и тяжелыми гипертоническими кризами рекомендуется лечение в стационаре.

Лечение осложнений гипертонической болезни проводится в специализированных диспансерах в соответствии с общими принципами терапии синдрома, провоцирующего осложнение.

ОТР, передача «Студия Здоровье» на тему «Гипертоническая болезнь»

Презентация на тему «Артериальная гипертония», подготовил к. м. н. доц. Первого Московского медицинского университета имени И. М. Сеченова А. В. Родионов:

Дисграфия. Причины, механизмы, симптоматика, классификация

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;

акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;

дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;

оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма

1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).

1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2.1. Морфологические дизорфографии.

2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Читать еще:  Лечение синяков под глазами
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector