1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы коррекции состояния

Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Методы коррекции эмоциональных состояний

Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний — уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).

Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента:

обучение глубокой мышечной релаксации;

выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;

предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть методики. Иерархия тревог — это своего рода список вызывающих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации определяется уровень тревоги. Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом. Принимается, что оценка «О» соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка «100» соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, составляется иерархия стимулов — субъективная шкала тревоги.

Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, например публичное выступление, сдача экзаменов, езда в общественном месте, общение с представителями противоположного пола. Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Работа может быть проделана совместно или самостоятельно (при выполнении домашнего задания).

Далее при проведении десенсибилизации клиентов просят расслабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консультант может сказать: «Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом…» Сначала клиентам предлагают представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 с консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30 — 50 с можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги. Последовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно слабую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем самым снижается чувствительность и к другим тревожащим ситуациям, клиент — десенсибилизируется.

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают трудности с воображением или, напротив, ситуации уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиентов побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, предлагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуации. С каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования.

Другим вариантом методики является контактная десенсибилизация, применяемая обычно в работе с детьми. В этом случае также составляется список индивидуально непереносимых ситуаций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моделируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогичных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта проблема принадлежит. Методика может использоваться в группе подростков (7 — 9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Еще один вариант методики — эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или значимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Методика включает этапы:

— составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих тревогу;

— выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя легко идентифицировал;

— воображение любой жизненной ситуации при закрытых глазах вместе с героем;

— решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя.

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное поведение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реальной жизни.

Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, консультант может одновременно работать с несколькими студентами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Систематическая десенсибилизация может использоваться не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и в отношении других негативных переживаний. Кроме релаксации могут быть использованы другие ингибиторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги. Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в реальной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу. Если десенсибилизация направлена на торможение страха, то методика «наводнения», напротив, основана на его максимальном переживании. В данном случае также составляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максимальной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства. Цель терапевта — поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что переживание очень сильного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его угашению. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают занятие. Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем метод «наводнения». Кроме того, десенсибилизация имеет дополнительное преимущество — это менее стрессовый метод.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальттехниками, психоаналитической терапией.

Методы коррекции эмоциональных состояний

Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).
Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.
Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе, включает в себя три элемента:

  • обучение глубокой мышечной релаксации;
  • выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;
  • предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.
Читать еще:  Методы лечения глаукомы у пожилых людей

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть методики. Иерархия тревог это своего рода список вызывающих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации определяется уровень тревоги. Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом. Принимается, что оценка «0» соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка «100» соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, составляется иерархия стимулов субъективная шкала тревоги.
Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, например публичное выступление, сдача экзаменов, езда в общественном месте, общение с представителями противоположного пола. Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Работа может быть проделана совместно или самостоятельно (при выполнении домашнего задания).
Далее при проведении десенсибилизации клиентов просят расслабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консультант может сказать: «Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом…» Сначала клиентам предлагают представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5—10 с консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30 50 с можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.
В тех случаях когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги. Последовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно слабую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем самым снижается чувствительность и к другим тревожащим ситуациям, клиент десенсибилизируется.
Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают трудности с воображением или, напротив, ситуации уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиентов побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, предлагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуации. С каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования.
Другим вариантом методики является контактная десенсибилизация, применяемая обычно в работе с детьми. В этом случае также составляется список индивидуально непереносимых ситуаций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моделируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогичных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта проблема принадлежит. Методика может использоваться в группе подростков (7 9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.
Еще один вариант методики эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или значимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Методика включает этапы:

  • составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих тревогу;
  • выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя легко идентифицировал;
  • воображение любой жизненной ситуации при закрытых глазах вместе с героем;
  • решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя.

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное поведение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реальной жизни.
Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, консультант может одновременно работать с несколькими студентами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Систематическая десенсибилизация может использоваться не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и в отношении других негативных переживаний. Кроме релаксации могут быть использованы другие ингибиторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.
В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги. Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в реальной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.
Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу. Если десенсибилизация направлена на торможение страха, то методика «наводнения», напротив, основана на его максимальном переживании. В данном случае также составляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максимальной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства. Цель терапевта поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.
При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что переживание очень сильного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его угашению. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают занятие. Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем метод «наводнения». Кроме того, десенсибилизация имеет дополнительное преимущество это менее стрессовый метод.
Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальттехниками, психоаналитической терапией.

Методы коррекции состояния организма

Гигиенические гимнастические упражнения

Еще в древние времена гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз, мозга, снимающие утомление.

Цель: познакомиться с простыми методами коррекции функционального состояния организма.

Гимнастика для гла.з

. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

Читать еще:  Операция лазером по удалению катаракты

. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения.

. Сидя на стуле отвести голову назад и плавно наклонить назад. Затем голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову направо и — в исходное положение. Поворот головы налево и — в исходное положение. Повторить 6-8 раз медленно.

. Стоя или сидя, руки на поясе. Махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево и в исходное положение. То же проделать правой рукой. Повторить 4-6 раз медленно.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

. Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний

. Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.

. Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультминутки для снятия утомления с туловища.

. Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

. Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

. Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни.

Предлагаемый комплекс, рассчитанный всего на 1-2 минуты, поможет освободиться от постепенно накапливающейся усталости и повысит работоспособность.

. Быстро потрите друг о друга пальцы рук — 5 сек.

. Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз — 5сек.

. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы — 5 сек.

. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья — 3 раза.

. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами — 3 раза.

. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до 5. Освободите ее; дышите глубоко, то же самое проделайте на другой стороне.

. Большим пальцем нащупайте впадину в основание черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

. Массаж рефлекторных зон ног: а/ сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли, б/ плотно захватите большими и указательными пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге, в/ быстро потрите верх ступни рукой (или пяткой другой ноги).

. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

студент, кафедра ПиМНО ТИ (ф) ГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри

канд. психол. наук, доц. ТИ(ф) ГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова»

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Изучением данной области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, среди них можно отметить следующих: А. Адлера, К.Э. Изарда, И.П. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова, З. Фрейда, К. Юнга, и др.).

Внешность, поступки, поведение во многом зависят от эмоций, которые испытывает человек в данный момент времени. В ситуации обиды, опасности, угрозы в эмоциональной сфере личности происходят изменения, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, а в последствии депрессии, невротичности и тревожности.

В настоящее время именно депрессия является одним из наиболее распространенных аффективных расстройств, а всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сопоставляет депрессию с эпидемией, которая охватила все человечество.

Депрессия происходит оно от латинского deprimo («давить», «подавить») — психическое расстройство, которое характеризуется «депрессивной триадой»: утратой способности переживать радость и снижением настроения, двигательной заторможенностью, нарушениями мышления (пессимистический взгляд на происходящее, негативные суждения).

В психологическом словаре под депрессией понимается аффективное состояние, которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, изменениями когнитивных представлений, мотивационной сферы и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает тяжелые, мучительные переживания и эмоции – отчаяние, тоску, подавленность [5].

Забозлаева И.В., Колмогорова В.В. и Малинина Е.В. описывают депрессию как гипотимию, болезненное патологически пониженное настроение, с тоской, двигательной и идеаторной заторможенностью, а также негативной пессимистической оценкой своего прошлого, настоящего и будущего [1, с.13].

Ещё 50 лет назад считалось, что в детстве не бывает депрессивных состояний, но это вовсе не так. На самом деле дети также подвержены этому психическому расстройству.

В структуре детских психических расстройств депрессивные состояния занимают значительное место, их распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается снижения среднего возраста пациентов, именно такая тенденция прослеживается в последнее время. Аффективные расстройств встречаются у возрастной группы до трех лет с частотой в 0,6-0,9%.

Инициальные проявления эмоциональной нестабильности, отклонений, отмечаемые в первые годы жизни ребенка, являются предвестниками депрессивных состояний дошкольников, школьников и людей старшего возраста [1, с.36].

Депрессия – это многофакторное заболевание, протекает оно при участии генетических, биологических и психосоциальных причин, последние лежат в основе психотерапевтических методов лечения.

Среди биологических факторов, вызывающих депрессивные состояния можно выделить следующие провоцирующие причины: биохимические нарушения; нарушение циркадного типа секреции нейрогормона мелатонина,

нарушение суточного ритма расщепления кортизола; морфологические изменения, протекающие в миндалине и фронтальной коре головного мозга.

Провоцирующими причинами генетических факторов в развитии депрессий являются: отягощение наследственности по аффективной патологии; наличие нейромедиаторной недостаточности и уязвимость к хронически стрессам.

Возникновению депрессии также могут предшествовать социальные факторы: отрицательные жизненные события, которые могут носить либо хронический, либо острый характер [1, с.38].

Еще одним фактором, имеющим отношение к возникновению депрессивных состояний является наличие стремительных изменений, которые затрагивают общественною жизнь: рост числа злоупотреблений психоактивными веществами, переполненные города, распадающиеся семьи, и перемены, происходящие в трудовой профессиональной деятельности. Эти изменения делают детей более уязвимыми к воздействию психотравмирующих ситуаций вследствие потери таких защитных факторов, как, например, поддержка семьи.

Как и у взрослых, депрессивные состояния у детей возникают при сильном столкновении с негативной реальностью. Это происходит тогда, когда глубинные внутренние потребности — быть в безопасности, быть любимыми, выражать себя – тормозятся о мир, будто о стену. Данную ситуацию детские психиатры называют «сшибкой» [3, с.113].

Рост депрессий в детской популяции отражает реальные тенденции, которые происходят в современном обществе. В связи, с чем становится необходимым выявление особенностей протекания депрессий у детей, нахождение путей и способов преодоления данных состояний.

Читать еще:  Операция по исправлению косоглазия виды все за и против

С момента признания факта существования детской депрессии, появилась одна общераспространенная точка зрения, согласно данной позиции депрессивные состояния у детей протекают (выражаются) не так, как у взрослых, часто не прямым, а скрытым образом.

Действительно, подавляющее большинство детских депрессий являются скрытыми, в этом случае на первый план выступают симптомы, которые имитируют какое-либо физическое заболевание. Такое может быть и у взрослых, но гораздо реже.

На первый план скрытых депрессий у детей выступают вегетативные расстройства, связанные с повышением температуры, нарушением сна и аппетита, жалобами на боли в разных частях тела, похожие на разные заболевания («болит живот»). Зачастую эти симптомы родители, врачи педиатры и воспитатели путают с настоящими заболеваниями. Примером могут служить случаи, когда боли, жжение и спазмы в желудке называют гастритом, а одышку и нервный кашель причисляют к астме. Но если после тщательного обследования выясняется, что все клинические показатели в норме, то тогда стоит задуматься об иных причинах диагнозов [4, с.52].

Скрытые депрессивные состояния можно отличить от других заболеваний. При депрессиях изменяется характер ребенка, его эмоциональные реакции и внешний вид. Внешне он бледен, подавлен, у него грустный и беспокойный взгляд. Дошкольник не показывает оживления при встрече со знакомыми, не проявляет интереса к играм и игрушкам, характер меняется на противоположный.

При скрытых депрессиях у ребенка ухудшается сон (долго засыпает, часто просыпается, видит кошмары). Боли, на которые дошкольник жалуется, после приема лекарств не проходят, зато они исчезают при положительных эмоциях и переключении внимания на интересные объекты и явления. У ребенка появляются страхи и беспокойство за своё здоровье. Утром ребенок может быть заторможен и вял, к вечеру нарастают страхи и жалобы на боли в теле.

Детская скрытая депрессия особенно опасна тем, что может надолго затормозить как психическое, так и социальное развитие ребенка, при этом остаться незамеченной родителями и врачами. Поэтому так важно своевременно замечать изменения в реакциях и характере детей и начать выполнение соответствующих коррекционных мероприятий.

В клинической картине всех детей, страдающих депрессивными состояниями, аффективные проявления включают чувства уныния, печали, стыд, вину и раздражительность.

Моторный компонент характеризуется тревогой, беспокойством, отмечается снижение активности, чрезмерная плаксивость, ограничение социальных контактов, также замедляется речь.

Для того чтобы преодолеть депрессивные состояния у детей рекомендуется своевременно начинать коррекционные мероприятия, но прежде всего необходимо провести диагностику, которая включает в себя сбор анамнестических сведений, наблюдение и опрос ребенка, психологические методы диагностики [2, с.6].

До наступления четырехлетнего возраста депрессия выявляется методом исключения и определения факторов риска (наследственности, пре- и постнатальных повреждений ЦНС). В более старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, которые спровоцировали расстройство.

Определение депрессивных состояний после 4 лет проводится при помощи специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, которые предполагают интерпретацию образного материала. Особенности эмоциональной сферы, социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Что же касается проведения самой психологической помощи, то среди подходов к коррекции депрессивных состояний выделяют следующие: психоаналитический, поведенческий, когнитивно-поведенческий, а также групповую и семейную психокоррекцию.

Считается, что наиболее эффективными при проведении психологических коррекционных мероприятий являются когнитивно-поведенческие методы: при которых дети учатся осознавать, переживать и выражать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять настроение и поведение при помощи различных техник. Работа базируется на методах расслабления, которые включают дыхательные упражнения, телесно-ориентированную терапию. Использование проективных методик (лепка, рисование, сказкотерапия и др.) помогает детям пережить и осознать негативные чувства, вырабатывать эффективные поведенческие навыки помогает игровая терапия.

В Республике Саха (Якутия) имеется опыт оказания реабилитационной помощи детям, страдающим самыми тяжелыми заболеваниями, имеющим отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, также способ очень действенен при психологической коррекции депрессивных состояний у детей.

В республике уже несколько лет работает площадка для занятий лечебной верховой ездой на базе конного клуба «Золотая подкова».

В программу занятий этой площадки входит не только проведение с детьми курсов иппотерапии, но и лечебная гимнастика, массаж, адаптивная физкультура, социально-творческая и психолого-педагогическая реабилитация.

Общение с лошадьми позволяет дошкольникам раскрепоститься на эмоциональном уровне, способствует снижению чувства тревоги и преодолению депрессивных состояний, избавляет от фобий, помогает адаптироваться к действительности [6].

Также известно, что на базе государственного бюджетного учреждения РС (Я) «Центре социально-психологической поддержки семьи и молодёжи» оказывается профилактика и коррекция психоэмоциональных заболеваний. Речь идет о нарушениях, в патогенезе которых имеют место отрицательные эмоциональные стрессы – депрессия, тревога, агрессия, страх, а также при социальной адаптации и реабилитации лиц, которые перенесли стрессовые воздействия при различных чрезвычайных ситуациях, для этого используется технология биоуправления.

Использование метода биологической обратной связи (БОС), который хорошо отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от возврата информации о работе этой системы, позволяет зарегистрировать различные физиологические параметры у ребенка ( величину пульса, частоту дыхания, периферическую температуру и т.д), а затем при помощи специальной компьютерной программы «Комфорт» дает возможность преобразовать сигнал в вид, который доступен для понимания и анализа. Примером преобразованного сигнала может быть и цветной столбик, и изменение музыкального тона, картинки и т.д. Все это отображается на экране компьютера. У ребенка появляется возможность идентифицировать свое внутреннее состояние с объективным сигналом. Это дает возможность во время тренировки по программе Комфорт» осуществлять саморегуляцию и оптимизацию своего функционального состояния. Имеются несколько режимов обучения: «Температурное биоуправление», «Кардио-БОС», ЭМГ- «Джекобсон», «ЭМГ-БОС».

Рекомендуется пользоваться этой методикой при работе с детьми старше 6 лет. Она способствует повышению стрессоустойчивости; нормализации психоэмоционального состояния (купирование депрессивных состояний, избыточного психоэмоционального напряжения и др.), предупреждению психосоматических заболеваний; повышению концентрации внимания; расширению возможностей социально-психологической адаптации и др. [7].

Также широкое применение при психологической коррекции депрессивных состояний у детей получил метод цветотерапии.

В основе данного метода лежит всего несколько способов воздействия цвета на психологию человека: через глаза и кожу.

Цветотерапия оказывает очень сильное воздействие на человека. Цвет воспринимается рецепторами глаза и провоцирует цепную химическую реакцию, которая в дальнейшем вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему. Затем нервное стимулирование достигает мозга, мозг, в свою очередь, освобождает благотворные для организма гормоны. Нельзя с первого раза оценить эффективность цветотерапии, но она действительно является чудесным способ лечения многих недугов.

Также цвет оказывает воздействие и на кожу. Прежде всего, свет, являясь неким сильным электромагнитным излучением, проникает через кожу, ткани, в тело, он несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень организма, активизирует внутренние процессы организма.

В результате активного применения цветотерапии стимулируется эндокринная система человека, которая оказывает благоприятное воздействие на жизненные процессы.

Метод цветотерапии применяется в психологическом центре Агата (г. Новосибирск). Считается, процедуры абсолютно безболезненны и легко переносятся детьми. Во время занятия специалист прикладывает светодиодный наконечник прибора к рефлексогенным зонам на теле или на лице. В зависимости от первоначальных целей терапии может использоваться непрерывный или импульсный режим работы прибора.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, он оказывает благоприятное влияние на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека [8].

Депрессия у детей — это распространенное, аффективное состояние, оно характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, поведенческой сфере, когнитивных представлений, изменениями. Самостоятельно ребенок не сможет выйти из этого состояния, поэтому основной задачей ближайшего окружения ребенка является вовремя обратить внимание на изменение в его личности и обратиться за помощью к специалистам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector