1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип действия коррекции

Назначение цепей коррекции

Введение высокочастотной коррекции позволяет получить не только подъем частотной характеристики усилительного каскада в области верхних частот, что можно использо­вать для компенсации частотных искажений всего усилителя и тем самым расширить полосу усиливаемых частот, но и для определенного выигрыша в площади усиления.

Введение низкочастотной коррекции позволяет расширить полосу в сторону нижних частот (т. е. выравнить частотную характеристику в этой области) либо получить необходимый ее подъем. При неизменных требованиях к частотным искажениям это позволяет уменьшить ем­кость разделительных и блокировочных конденсаторов.

Частотную и переходную характеристики можно корректировать двумя способами. Во-первых, применением корректирующих звеньев, коэффициент передачи от частоты которых имеет определенную зави­симость. Во-вторых, использованием специально подобранных частот­но-зависимых обратных связей.

Необходимость в цепях НЧ коррекции особенно появляется в уси­лителях, предназначенных для усиления сигналов очень низких частот (единицы герц) или импульсов весьма большой длительности (доли секунд). Для расширения полосы пропускания в сторону нижних час­тот или улучшения переходной ха­рактеристики усилителя в области больших времен часто используют корректирующую цепочку RфCф, ко­торая либо может специально созда­ваться в каскаде усиления, либо (что часто бывает на практике) ею может служить цепочка развязывающего и сглаживающего фильтра. Схема уси­лительного каскада на биполярном транзисторе с корректирующей це­почкой RфCф показана на рисунке 2.32(а), а его эквивалентная схема в области нижних частот на рисунке 2.32(б).

Коррекция АЧХ с по­мощью цепочки RфCф.

Принцип действия цепи НЧ коррек­ции состоит в следующем. С пони­жением частоты сопротивление кон­денсатора Сф растет, а следователь­но, растет результирующее сопротивление Zф цепочки RфCф. Это при­водит к увеличению суммарного сопротивления R +Zф от R на часто­тах ω и выше до R+Rф при ω стремящимся к 0,что вызывает рост общего сопротивления нагрузки усилительного элемента R

В результате коэффициент усиления каскада с понижением частоты возрастает, что компенсирует падение усиления на нижних частотах из-за наличия разделительного конденсатора Ср (а также Сэ и других блокировочных конденсаторов).

Рисунок 2.32 – Схема уси­лительного каскада на биполярном транзисторе с корректирующей це­почкой RфCф

В резисторных каскадах на биполярных транзисторах эта схема даёт лучшие результаты при работе на высокоомную нагрузку ,так как по мере её увеличения результирующее сопротивление R

сильнее меняется с частотой.

Рисунок 2.33– АЧХ с НЧ коррекцией фильтром

Коррекцию частотной характеристики в области нижних частот при различных значениях емкости конденсатора Сф можно пояснить с помощью зависимостей (рисунок 2.33). На рисунке 2.33 показана зависимость результирующего коэффициента передачи К’и всего усилительного каскада с НЧ коррекцией, К’и=Uвых/Uп.

Как следует из зависимостей (рисунок 2.33) имеется такое значение ем­кости Сф = Сф.кр, при котором частотная характеристика каскада с НЧ коррекцией не имеет подъема в области нижних частот. При Сф

Индуктивная ВЧ коррекция обеспечивает существенное увеличение площади усиления П при стабильных, постоянных параметрах эле­ментов усилителя. Наибольшая эффективность этого способа коррек­ции достигается при выполнении условий Rн»RиRвых»R. Эти условия в достаточной степени выполняются в усилителях на полевых транзисторах и электронных лампах, а также на биполярных транзис­торах с ОЭ и ОБ, работающих на высокоомную нагрузку, в частности, в оконечных каскадах.

Индуктивную коррекцию подразделяют на простую и сложную, в зависимости от числа реактивных элементов в корректирующем звене.

Так, при простой индуктивной коррекции используется одна катушка индуктивности. На рисунке 2.35(а) приведена схема усилительного каскада на биполярном транзисторе с простой параллельной ВЧ — коррекцией индуктивностью L, на рисунке2.35(б)— схема каскада на полевом транзис­торе с последовательной ВЧ — коррекцией.

Простая параллельная схема получила наиболь­шее распространение среди схем ВЧ индуктивной коррекции вследст­вие своей простоты и надежности в эксплуатации. Эквивалентная схе­ма усилительного каскада с ВЧ коррекцией в области верхних частот на биполярном транзисторе показана на рисунке 2.36(а). Если предположить, что выполняется условие rк.э»R и Rн»R, то эк­вивалентная схема приведённая на рисунке2.36(а) примет вид рисунка 2.36(б).Заметим, что схе­ма рисунок 2.36(б), а следовательно, и приведенные ниже рассуждения справедливы и для усилительных каскадов на полевых транзисторах.

Рисунок 2.37 – АЧХ с коррекцией индуктивностью

Коррекция частотной характеристики при включении индуктив­ности L осуществляется благодаря увеличению сопротивления коллек­торной цепи для области верхних частот. Корректирующая индук­тивность L включается последовательно с резистором нагрузки R и совместно с С образует параллельный резонансный контур, нагру­жающий каскад. На резонансной частоте контура нагрузкой УЭ будет не просто сопротивление R, а эквивалентное сопротивление контура.

Это сопротивление получается на верхних частотах более высоким, чем сопротивление резистора R, зашунтированного емкостью С. По этой причине увеличивается сопротивление нагрузки выходной цепи уси­лительного элемента в области верхних частот, расширяется поло­са пропускания каскада, следовательно, улучшается частотная харак­теристика в области верхних частот и переходная характеристика в области малых времен.

Высокочастотная коррекция с помощью частотно-зависимой ООС наиболее широко применяется в усилительных каскадах на биполярных транзисторах. Это связано с тем, что в широкополосных каскадах пред­ L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA53L3psUA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3WoCMRSE7wu+QzgF72q2ij+sRhGpUApFqoJ4d9gc N9tuTrZJ1PXtG0Ho5TAz3zCzRWtrcSEfKscKXnsZCOLC6YpLBfvd+mUCIkRkjbVjUnCjAIt552mG uXZX/qLLNpYiQTjkqMDE2ORShsKQxdBzDXHyTs5bjEn6UmqP1wS3texn2UharDgtGGxoZaj42Z6t gvHkqM23/2j3h8/lr9k0sn5DqVT3uV1OQURq43/40X7XCvqD >

Рисунок 2.38 –Схема усилителя с эмиттерной коррекции

варительного усиления из-за низкоомной нагрузки, сильного разброса параметров биполярных транзисторов и существенной зависимости их от температуры ВЧ коррекция индуктивностью оказывается мало­эффективной. Коррекция индуктивностью непригодна в усилительных каскадах, выполненных по интегральной технологии.

p +Wfu+GxF1YwiEukN/4xFN1ASAG0pwWXZoWUujaPutneXas1Xk2UOGJyD0PgJNn2Nk8ek59YNTvXz pL7mQZXl4c988/3rumDWBUA98Q+uw4n3xqfTX+ZZPW5ahHgiAKnqX7hunYpzMO+lMG7QJHcUgm/S DR3veoAp9XRHXlKNN1CR7m6v/YnzoBp3oPK+w/npz3sej7sW8qAad0PufYf/PzKkHMOYDvfeAAAA AElFTkSuQmCCUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALGCZ7YKAQAAEwIAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAA7AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA0K/aWKUEAABrCgAADgAAAAAAAAAAAAAA AAA6AgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAqiYOvrwAAAAhAQAAGQAAAAAAAAAA AAAAAAALBwAAZHJzL19yZWxzL2Uyb0RvYy54bWwucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBum30/4gAA AAoBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAP4HAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwECLQAKAAAAAAAAACEAlv9e l843AADONwAAFAAAAAAAAAAAAAAAAAANCQAAZHJzL21lZGlhL2ltYWdlMS5wbmdQSwUGAAAAAAYA BgB8AQAADUEAAAAA «> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEADC04T8YA AADdAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE70L/Q3gFbzVrsa1ujSKiUIQiVUG8PTav m7WblzWJuv77plDwOMzMN8x42tpaXMiHyrGCfi8DQVw4XXGpYLddPg1BhIissXZMCm4UYDp56Iwx 1+7KX3TZxFIkCIccFZgYm1zKUBiyGHquIU7et/MWY5K+lNrjNcFtLZ+z7FVarDgtGGxobqj42Zyt grfhQZujX7W7/efsZNaNrBcoleo+trN3EJHaeA//tz+0gsHoZQB/b9ITkJNfAAAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEADC04T8YAAADdAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== » filled=»f» stroked=»f» strokeweight=».5pt»>

Рисунок 2.39 – Коррекция АЧХ с помощью ООС

Одной из самых распространенных и наиболее простых схем ВЧ кор­рекции с помощью частотно-зависимой ООС является схема эмиттерной коррекции, при которой используется комплексная ООС в эмиттерной цепи с помощью цепочки Rэ.корCэ.кор(рисунок 2.38). Благодаря этой цепочке в усилительном каскаде создается достаточно глубокая последовательная отрицательная связь по току. Сопротивление ре­зисторов Rэ+Rэ.кор совместно с R1 и R2 определяет точку покоя каскада. Конденсатор Сэ большой емкости шунтирует Rэ по переменно­му току на всех рабочих частотах, поэтому частотно-зависимая ООС соз­дается только благодаря цепочке Rэ.корCэ.кор. Если постоянное на­пряжение на резисторе Rэ.кор достаточно для обеспечения требуемой точки покоя и ее стабилизации, то цепочку RэCэ можно из схемы ис­ключить.

Рассмотрим принцип работы каскада с коррекцией с помощью цепочки Rэ.корCэ.кор. Напряжение на переходе транзистора Uп благодаря ООС уменьшается, что приводит к снижению коэффициента усиления Ku каскада. Небольшая емкость конденсатора Cэ.кор выбирается такой, что ООС действует в основном на нижних и средних частотах. На верхних частотах, на которых усиление уменьшается из-за влияния распределенной емкости C , ООС ослабляется, что компенсирует завал АЧХ. Сказанное иллюстрируют зависимости коэффициента усиления каскада Ku при различных значениях емкости Cэ.кор, показанные на рисунке 2.39.

Читать еще:  Препараты для лечения катаракты

При Cэ.кор = на всех частотах обратная связь из-за цепочки Rэ.корCэ.кор отсутствует. При Cэ.кор = 0 на всех частотах имеется ООС, снижающая коэффициент усиления Ku на всех частотах (это снижение несколько ослабевает на верхних и нижних частотах.) При Cэ.кор = С кор обратная связь действует только на нижних и средних частотах, на верхних она отсутствует и коэффициент усиления остается таким же, как и при Cэ.кор = . В этом случае частотная характеристика имеет подъем в области верхних частот. При Cэ.кор = С кор

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 4278 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Принципы и виды коррекционной работы

Принципы психокоррекционной работы: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. 2. Принцип нормативности развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз». 4. Принцип коррекции «снизу вверх». 5. Принцип системности развития психической деятельности. 6. Деятельностный принцип коррекции. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: 1. Особенности социальной ситуации развития 2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. 3. Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация. Принцип коррекции «сверху вниз». В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции — наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки. Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель — подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка, вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Деятельностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. 2. Развитие видов деятельности ребенка. 3. Формирование возрастно-психологических новообразований. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Цели коррекции должны быть реалистичны.

Коррекционные принципы обучения

Понятие и сущность коррекционных принципов обучения

Коррекционные принципы обучения направлены на организацию и реализацию коррекционного обучения.

Коррекционное обучение детей – это особая область педагогики и психологи, имеющая достаточно длительную историю, основной задачей которой является поиск оптимальных методов и средств обучения детей с различными видами отклонений (психические, психоречевые и т.п.).

Реализация коррекционного обучения осуществляется на основании ряда коррекционных принципов обучения, которые опираются на знания и опыт, накопленные фундаментальными научными дисциплинами (психиатрия, психология, нейропсихология и т.п.).

Коррекционные принципы обучения – это принципы, которые предполагают исправление или ослабление ряда недостатков психического и психофизического развития детей в процессе обучения

Коррекционные принципы обучения предусматривают коррекционно-компенсирующую направленность реализуемого процесса обучения. Данная направленность обучения обеспечивается специальными педагогическими технологиями, которые отражаются в методах и средствах, используемых педагогом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Организация учебного процесса, на основании коррекционных принципов предполагает такое построение учебного процесса, при котором учитываются особенности психофизического развития каждого учащегося, а также учет структуры дефектов. Вся суть обучения сводится к сохранению положительной динамики и поддержание оптимального темпа обучения детей с различными видами отклонений.

Таким образом, принципы коррекционного обучения направлены на формирование общих учебных и трудовых умений и навыков, которые способствуют развитию самостоятельности детей с отклонениями.

Характеристика коррекционных принципов обучения

Реализация коррекционного обучения должна осуществляться как можно раньше с момента выявления психических и психофизических отклонений у детей. Процесс обучения опирается в первую очередь на особенности дефекта у детей и направлен на его коррекцию и преодоления. Для того, чтобы процесс коррекционного обучения был эффективен, педагог должен при его организации и реализации ориентироваться на коррекционные принципы обучения.

Читать еще:  Лазерная блефаропластика век стоит прочесть перед процедурой

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Коррекционные принципы обучения:

Принцип единства и коррекции. Данный принцип основан на целостности коррекционного процесса, направленного на оказание психологической помощи ребенку в процессе обучения. В коррекционном обучении данный принцип является основополагающим. Результат всей организованной и реализованной педагогом обучающей работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины проведенной диагностики психических и психофизиологических отклонений у ребенка.

Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип был выдвинут Л.С. Выготским, направлен на организацию учебной деятельности, при реализации которой в центре внимания педагога находится завтрашний день развития. Основным содержанием коррекционной работы, осуществляемой педагогом, является создание «зоны ближайшего развития» ребенка. Принцип коррекции «сверху вниз» направлен на опережение и строится как психологическая деятельность, имеющая направление на своевременное формирование психологических новообразований у ребенка.

Принцип коррекции «снизу-вверх». Реализация данного принципа предполагает, что в качестве основного содержания организованной коррекционной работы, находятся упражнения и тренировочные задания, направленные на коррекцию и развитие уже имеющихся психологических особенностей ребенка. Принцип коррекции «снизу-вверх» находит поддержку у сторонников поведенческого подхода к развитию ребенка с отклонениями. Это связано с тем, что в их понимании коррекционная обучающая работа должна быть направлена на подкрепление уже имеющихся у ребенка шаблонов поведения, как положительных, так и отрицательных. Цель такой работы заключается в закреплении социально-желательного поведения и торможении социально-нежелательного поведения у ребенка с отклонениями.

Таким образом, главная цель принципа коррекции «снизу-вверх» — это формирование любыми способами и средствами заданной в социальном обществе модели поведение и ее немедленное закрепление. Основой коррекционной работы выступает исходный уровень психического развития ребенка, а также имеющаяся у него модель поведения.

Принцип системности развития психической деятельности. Данный принцип предполагает необходимость учета в осуществляемой коррекционной работе развивающих и профилактических задач. Системность коррекционного обучения – это взаимосвязь различных сторон личности ребенка, особенностей ее развития (то есть учет неравномерности или нарушения развития) и коррекционных задач, которые ставит перед учебным процессом педагог. Таким образом, принцип системности развития в реализуемой педагогом работе, направлена на устранение причин и источников отклонения в психическом и психофизиологическом развитии ребенка. Успешность коррекционной работы, реализуемой педагогом, во много зависит от правильности и комплексности поставленного диагноза, что говорит о взаимозависимости с ведущим принципом коррекционного обучения (принцип единства и коррекции).

Принцип ранней интервенции, подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по возможности — с младенческого возраста.

Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.

Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования. Эффективность коррекционного обучения во многом зависит от непрерывности осуществляемой работы, которая направлена на коррекцию имеющихся проблем, развитие и закрепление результатов обучения. В случае, если коррекционное обучение прерывается, либо происходит изменение применяемых средств и методов работы, то возможна полная «потеря» полученного результата коррекционного обучения.

Таким образом, коррекционные принципы обучения направлены на организацию и реализацию коррекционного обучения с детьми, имеющими отклонения в психическом и психофизическом развитии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные принципы психологической коррекции

Определение психологической коррекцииПсихокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии).В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог,занимающийсяпсихокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в

История возникновения психолого-педагогической коррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период – этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка». А.Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В.П. Кащенко – методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.Третий период связан с именем Л.С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные принципы психологической коррекции

1. Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

Читать еще:  Признаки и симптомы инъецированности склер

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5. Принцип системности развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

6. Деятельностный принцип коррекции. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

НЕТ 6, 8,и 22

14. Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействиюОсновные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействиюТеоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм – приверженность многим подходам; общий континуальный подход.Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений.Общий континуальный подход – это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы – других.

Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности.Личностная готовность к коррекционной работе.Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной эффективности.Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер.

Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей.Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения. Если психолога в детстве строго наказывали или наказывали физически и он пережил травму личного унижения, то коррекционное требование – не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и который находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. Взрослый может считать это требование необязательным: меня били в детстве, а я вырос достойным человеком. В результате между психологом и клиентом возникает эмоциональный резонанс.Аналогичные эмоциональные состояния у психолога и клиента (например, стрессовая реакция в сходных ситуациях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу.Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада взрослого репродуцируются в возрастающих объемах в личности ребенка. Происходит навязывание ребенку, воспроизведение уже им самим стереотипов взрослого.Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности. В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 244 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector