5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины у детей и взрослых

Психологический ребенок: 5 признаков

Что отличает психологически взрослого человека от психологического ребенка? Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ возраст и почему многие люди, дожившие до 40-ка, остаются психологическими детьми.

Физические или интеллектуальные недостатки человека мы видим сразу. Если он, например, не шибко умный для своего возраста или выглядит не очень. Мы видим и оцениваем это быстро. Конечно, соотнеся с собой. Если у меня не очень высокий интеллект, к примеру, мне не покажется он низким и у другого. А вот задержка психологического развития заметна не сразу. По крайней мере, мы можем сомневаться в этом. У других, конечно, виднее. А вот у себя — чаще всего, очень сложно заметить.

Что отличает психологически взрослого человека от психологического ребенка

Что такое остановка в личностном развитии?

Это несоответствие физического возраста — психологическому. Многие люди в силу недостатка образования в этой сфере (психологию мало преподают в ВУЗах и чаще всего этот предмет так и остается загадкой, а знания ограничиваются лишь пониманием терминологии общей психологии), не знают критериев уровня личностного развития взрослого человека. Не говоря уже о процессах зрелости и старения, кризисов, возникающих в разные периоды. Это все — аспекты возрастной психологии, которую изучают специалисты-психологи.

А обычным людям других профессий очень могли бы пригодиться эти знания. К примеру, какой мой психологический возраст? Соответствует ли мое личностное развитие моему физическому возрасту? Как это понять и заметить? И если да, — что делать, как исправлять, доращивать.

Как увидеть уровень личностного развития и его задержку

В этой статье я хочу описать основные моменты, которые отличают психологически взрослого человека от психологического ребенка.

Физически и юридически взрослым у нас в стране человек считается после 18-ти лет, когда наступило совершеннолетие. Но, конечно, в восемнадцать редко кто, например, может полностью нести ответственность за свою жизнь, имеет достаточно материальных ресурсов и тем более психологической устойчивости.

Взросление происходит постепенно, с накоплением опыта взрослой жизни, преодоления трудностей. Это напрямую, конечно, зависит от процесса психологической сепарации от родителей, как она происходит и происходит ли.

Процессы сепарации и индивидуации — их качество и продолжительность — вот что определит психологическую зрелость человека. Насколько он стал самостоятельным не только в плане быта и материального обеспечения жизни, а и в плане психологической самостоятельности в своих чувствах, мыслях, суждениях и решениях.

Многие люди, дожившие до 30-ти, 40-ка и более лет, имеющие семьи и детей, остаются психологическими детьми. Многие этого не замечают и не понимают. А просто страдают и ищут силу, которая сможет помочь: государство, психолог, другие люди. Конечно, помогают им всегда плохо. Они страдают и возмущаются. И так проходят годы.

Вы — психологический ребенок, если:

1. Вы жертва.

Вы жалуетесь на жизнь и взываете к тому, кто что-то вам должен организовать. Предъявляете претензии. Призываете к «справедливости». Так делают маленькие детки, когда им плохо, они кричат и плачут, потому что и правда бессильны что-то решить без мамы.

Взрослый человек может себя обслужить. Но иногда способность справляться с эмоциями, принимать решения и заботиться о себе — практически на нуле. И легче простого, если все идет не по моему плану, начать искать спасателя, который пожалеет и все сделает за меня (плюс — накажет обидчиков).

2. Берете на себя слишком много, или наоборот, слишком мало.

То есть, не чувствуете той нагрузки, которая действительно вам под силу и своих реальных возможностей. Например, искренне верите, что в состоянии в полном объеме повлиять на ситуацию, где замешано много людей, на творческий процесс, на какие-то события прошлого, настоящего или будущего.

Многие люди стараются повлиять на свое прошлое, даже осознавая, что это невозможно. Они все равно сетуют на него. Или сконструировать четкие результаты будущего. Расставить все «шахматные фигурки», как нужно им. Даже погоду. «Я сказала, что должно быть жарко в августе, значит так и будет. А если дождь — просто прихожу в ярость!»

Или наоборот — люди совсем не чувствуют никаких сил и никакого влияния ни на что. Отказываются влиять, пробовать, делать то, что могут, получать промежуточные результаты, оценивать их, делать выводы. Они заранее представляют себя очень слабыми, а обстоятельства — непреодолимыми.

И то, и то — ошибки восприятия. Примитивные защитные механизмы психики.

3. Не в состоянии переживать одиночество и уединение и постоянно ищете объект зависимости.

Люди, которые боятся быть наедине с собой, чувствуют себя в одиночестве тоскливо — брошенными, никому не нужными — в душе еще психологические дети. Зрелому человеку самому с собой будет спокойно и хорошо. У него нет нужды все время заполнять пространство кем-то или чем-то, забивать свой психологический голод. Взрослый умеет жить, опираясь на себя, а с другими создавать близкие отношения, учитывая их интересы.

Если вам тяжело быть наедине с собой, наверняка, вы имеете раннюю детскую травму, в период формирования отношений с объектом привязанности, который был непостоянен. И до сих пор важно мочь контролировать «объект». Именно поэтому необходимо слиться с другим и не отпускать его. А быть отдельным — бездна боли, депрессии и тоски.

4. Имеете амбиции, существенно оторванные от реального положения дел.

То есть, ваши мечты бродят где-то в облаках, вы мечтаете заработать миллиард или выиграть в лотерею, или стать президентом США. При этом — например, сидите на диване в съемной однушке. Конечно, мотивации что-то конкретное делать, увеличивать свой жизненный комфорт, постепенно чего-то достигать, нет.

Амбиции зашкаливают, и что бы вы не делали сейчас, вы не сможете быстро очутиться в том месте, о котором грезите. Но и перестать летать в облаках — тоже. Иначе заметите всю ничтожность своего существования. На малое и потом ведь не согласны! Только сейчас и только все.

5. Искренне верите, что можно «обмануть мироздание».

Что вы найдете какой-то хитрый способ и сможете обойти те правила и устройства, которые есть. Все люди — переходят дорогу на зеленый, а вы — не будете! Все чтут закон, а вам — море по колено! Ничего вам не будет за это. Вы найдете «лазейку» и сможете возыметь те свободы, которые не имеют другие.

Корректировка психологического возраста и задержек личностного развития — является целью для развитийной психотерапии. «Доращивание» тех частей личности, которые по каким-то причинам, остались на уровне более ранних периодов. Иногда это достаточно легко и быстро (если травмы не слишком сильные и человек и так более-менее справлялся, но хотел бы лучше), а иногда (и часто) — это сложно и занимает время, ведь нужно иметь дело в том числе и с довербальными травмами, которых нет в памяти.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Госпитализм — ‌чем‌ ‌опасен‌ ‌дефицит‌ ‌общения‌ ‌и‌ ‌внимания‌

Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность. Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей. Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.

Что такое госпитализм

Название образовано от латинского слова hospitalis, что означает «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека возникают психосоматические нарушения из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей. В то же время под этим подразумевается отставание в психическом и физическом развитии у детей, с младенчества выросших в интернате или лишенных родительского внимания и любви. Близкое, теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – ведущая потребность младенчества. Депривация (неудовлетворение потребности) приводит к психофизическим и интеллектуальным нарушениям, задержке в развитии.

Читать еще:  Синдром сухого глаза причины и как избавиться

Рассмотрим более подробно определения госпитализма в психологии и психиатрии.

В психологии

Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате дефицита общения с близкими. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых. В первом случае под этим подразумевается психофизическая отсталость ребенка из-за дефицита общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным нахождением в больнице. Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка всю жизнь. В то же время дети, как и взрослые, подвержены больничному госпитализму.

В психиатрии

Это ухудшение психофизического состояния из-за длительного нахождения в больнице. Альтернативное название – синдром отрыва от дома. Проявляется социальной дезадаптацией, утратой трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.

История открытия феномена

Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.). Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате. Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.

Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:

  • на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
  • чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
  • на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).

В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.

Психоаналитик выявил две формы синдрома:

  • госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
  • анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.

Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Причины госпитализма

Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.

В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.

Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях. Например, где родители заняты построением карьеры.

Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  • длительная изоляция в медицинском учреждении;
  • дефицит общения с семьей, родными, близкими;
  • пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).

К факторам риска относится следующее:

  • наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
  • пожилой возраст;
  • жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
  • жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
  • младенческий и детский возраст;
  • пребывание в пансионате, оздоровительном центре.

Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения. Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой. Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.

Симптомы и признаки

Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.

Синдром госпитализма у детей

У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:

  • недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
  • недержание мочи и кала;
  • задержка речевого развития;
  • задержка двигательного развития;
  • эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
  • навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
  • рахит;
  • отставание в физическом развитии;
  • низкий уровень адаптации;
  • отставание в освоении своего тела, языка;
  • болезненность;
  • вялость;
  • апатичность;
  • бледность;
  • пассивность;
  • истощение;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • лихорадка;
  • сонливость;
  • гипотонус мышц;
  • отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).

Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.

Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).

Синдром госпитализма у взрослых и пожилых

Характерны следующие проявления:

  • социальная дезадаптация;
  • потеря интереса к работе и труду как таковому;
  • ослабление профессиональных навыков;
  • оскудение круга общения, снижение качества контактов;
  • обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
  • потеря аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • снижение адаптационных возможностей;
  • флегматичность;
  • оскудение мимики;
  • замедленная моторика;
  • когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
  • беспечность;
  • малоподвижность;
  • монотонность.

У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.

Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров. Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).

При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):

  1. Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
  2. Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
  3. Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
  4. Смешанный вариант.

Лечение госпитализма

Лечение синдрома у детей и взрослых отличается. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.

У детей

Лечение подразумевает не только устранение негативного фактора, то есть восстановление теплого общения с мамой, но и системную работу с разными специалистами:

  • педагогическая коррекция;
  • психологическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • увеличение интенсивности общения.

Вместе с этим проводится симптоматическая терапия, то есть психологическое и медицинское лечение для устранения признаков истощения и отсталости. Программа мероприятий подбирается индивидуально.

У взрослых

Прежде всего, нужно устранить негативный фактор: вылечить хроническое заболевание, перейти на амбулаторное лечение. Но важнее всего вернуть человеку поддержку близких, общение с ними. Показано комплексное лечение у терапевта, психотерапевта (психиатра). Желательно избегать консультаций в стенах медицинского учреждения, рекомендуется приглашать специалиста на дом.

Читать еще:  При простуде болят глаза

Главное правило профилактики госпитализма — это общение.

Чем опасен госпитализм

Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.

Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время. Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами. К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.

Профилактика госпитализма

В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше. Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком. Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.

Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.

Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях. В быту же можно нанять няню, сиделку.

10 детских болезней, которые должны уметь отличать все родители

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто при первых признаках ОРВИ многие мамы начинают использовать для лечения малыша противопростудные лекарства и медикаменты, понижающие температуру, не задумываясь, что за признаками обычной простуды маскируются и более серьезные заболевания. Чтобы защитить здоровье ребенка, нужно вовремя обратить внимание на симптомы.

Поэтому AdMe.ru решил объяснить, как быстро распознать у ребенка серьезную болезнь и выбрать правильное лечение.

Ангина

Cимптомы обычной простуды:

  • болит горло;
  • повышенная температура.

Отличительные симптомы:

  • увеличение миндалин;
  • белый налет на языке и в ротовой полости;
  • болят глаза;
  • температура выше 37,5 °C;
  • ломота всего тела и общая слабость;
  • очень больно глотать.

У ребенка болит горло, повышается температура — это, казалось бы, обычная простуда. Однако эти симптомы могут быть первыми предвестниками ангины. Будьте внимательны, так как ангина опасна своими серьезными осложнениями. Стрептококк — возбудитель этого заболевания — часто поражает сердце и почки. Во избежание осложнений врачи назначают антибиотики с первого дня болезни, и отказываться от них не стоит.

Ротавирусная инфекция

Cимптомы обычной простуды:

  • болит горло;
  • повышенная температура;
  • ухудшение самочувствия;
  • насморк.

Отличительные симптомы:

Это заболевание сочетает в себе симптомы простуды и кишечного расстройства. Им можно заразиться при контакте с больным человеком или при употреблении инфицированной пищи или воды. В результате поноса и рвоты организм теряет много жидкости и наступает обезвоживание — главная опасность данной инфекции. Поэтому первая задача родителей — отпаивать ребенка, но делать это грамотно: по 1 ч. л. каждые 3–5 минут, и лучше всего глюкозно-солевым раствором.

Коклюш

Cимптомы обычной простуды:

  • сухой кашель;
  • повышенная температура;
  • насморк.

Отличительные симптомы:

  • сильный кашель с характерным свистом;
  • рвота.

Не каждый врач может распознать коклюш на ранней стадии, а лечение ребенка противопростудными лекарствами вначале даже может дать эффект. Однако через некоторое время может появиться надрывный кашель, который и является первым симптомом этого заболевания. Приступ кашля может заканчиваться рвотой. Не стоит ждать, лучше сразу вызвать врача или поехать в больницу, потому что подтвердить точный диагноз можно только с помощью мазка из зева.

Скарлатина

Cимптомы обычной простуды:

  • боль в горле;
  • повышенная температура;
  • слабость.

Отличительные симптомы:

Скарлатиной болеют в основном малыши. Через сутки после начала заболевания на теле ребенка появляется мелкая красная сыпь. Отличительная особенность скарлатины в том, что высыпания не затрагивают нос и кожу возле губ. Чтобы болезнь не дала осложнений на внутренние органы, врачи часто назначают антибиотики, как и в случае с ангиной.

Астма

Cимптомы обычной простуды:

Отличительные симптомы:

  • одышка;
  • свистящий звук, исходящий из легких.

Помимо вирусных и инфекционных заболеваний кашель может быть и при бронхиальной астме. Астма — это наследственная болезнь, поэтому если в вашей семье есть астматики или аллергики, следует быть внимательным. При астме нередки приступы удушья, которые возникают, когда ребенок заболевает ОРВИ, сталкивается с аллергеном, смеется или плачет. Астма — хроническое заболевание, но при правильном лечении можно надолго забыть о болезни. Обострение способно наступить в любой момент, чтобы этого не произошло, нужно принимать антигистаминные препараты, прописанные врачом.

Полиомиелит

Cимптомы обычной простуды:

  • слабость;
  • повышенная температура;
  • ухудшение самочувствия.

Отличительные симптомы:

  • боли в ногах и руках;
  • потеря ориентации в пространстве.

Полиомиелит — серьезное заболевание, поражающее спинной мозг и вызывающее параличи различной степени выраженности. Часто диагноз ставят не сразу и лечат ребенка от ОРВИ. Лишь когда ребенок начинает жаловаться на боли в ногах и руках и нарушение движений, перестает ориентироваться в пространстве, можно заподозрить серьезное заболевание. Точно выявить полиомиелит можно только после специального серологического исследования крови на антитела. После перенесенной болезни ребенку предстоит длительная реабилитация, однако восстановить способность нормально двигаться не удается.

Туберкулез

Cимптомы обычной простуды:

  • сухой кашель;
  • першение в горле;
  • повышенная температура;
  • плохой аппетит;
  • утомляемость и недомогание.

Отличительные симптомы:

  • сильный кашель с мокротой;
  • нарастание слабости;
  • бледная кожа;
  • судороги при кашле.

В начале болезни туберкулез легко перепутать с простудой. Но есть важное отличие: при обычных вирусных инфекциях симптомы проходят за несколько дней, но при туберкулезе болезнь развивается. Кожа бледнеет, а температура держится длительное время. Важно обратить внимание на кашель — при туберкулезе он особенный: выраженный, глухой с металлическим «звучанием», может сопровождаться судорогами. В случае подозрения на туберкулез необходима консультация фтизиатра и рентгенотомография легких.

Ложный круп

Cимптомы обычной простуды:

  • слабость;
  • повышенная температура;
  • ухудшение самочувствия.

Отличительные симптомы:

Круп может начаться на фоне простудного заболевания. Когда ребенок подхватывает ОРВИ, вирус попадает сначала в верхние дыхательные пути, а затем он может спуститься и осесть в гортани, образуя отек. Отек сжимает гортань, у ребенка начинается сильный кашель, похожий на лай собаки, появляется осиплость голоса и шумное дыхание. Если вы подозреваете ложный круп, немедленно вызывайте скорую помощь. Эта болезнь чревата летальным исходом: если ребенку вовремя не помочь, дыхательные пути блокируются и есть вероятность задохнуться. Самое ужасное в том, ложный круп очень быстро прогрессирует.

Cимптомы обычной простуды:

  • слабость;
  • заложенность носа;
  • боль в горле;
  • повышенная температура;
  • боль в суставах.

Отличительные симптомы:

  • белые пятна на слизистой оболочке щек;
  • высыпания на теле.

Корь — острое инфекционное вирусное заболевание. На начальных этапах болезни корь и грипп сложно различить. Однако при кори есть специфические изменения в слизистой рта: белые пятна на слизистой оболочке щек. Уже через несколько дней могут появиться характерные высыпания, по которым можно точно определить болезнь. С целью недопущения распространения инфекции важна изоляция заболевшего ребенка. Корь опасна своими осложнениями, поэтому стоит быть очень внимательными в начале болезни.

Читать еще:  Что делать если укусила оса

Краснуха

Cимптомы обычной простуды:

  • насморк;
  • боль в горле;
  • повышенная температура.

Отличительные симптомы:

Краснуха — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом, который причиняет вред иммунной системе и всем внутренним органам и системам. Важный симптом краснухи — сыпь, которая появляется на 3-й день после заражения. В начале болезни она локализуется вокруг ушей, передней части шеи, щек, носогубного треугольника, но никогда не проявляется на ладонях и коже ступней ног. Точно определить заболевание поможет анализ сыпи, крови и мочи.

Берегите вашего ребенка и будьте внимательны к симптомам во время болезни.

Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Нарушение речи — это распространенное на сегодняшний день явление среди детей и взрослых. В любых своих проявлениях оно осложняет жизнь человека, создавая трудности от психологического дискомфорта при общении до серьезных ограничений в социальной адаптации.

Какие речевые нарушения встречаются у детей и взрослых, причины и условия их возникновения, методы коррекции и предупреждение — об этом и поговорим.

Но сначала дадим определение этому явлению.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:

  • ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях

При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.

Расстройства речи, как результат сбоя в работе организма в целом, являются предметом изучения и воздействия не только в логопедии, но и в психологии, неврологии, хирургии.

Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс. Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

  • упражнения голосовые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
  • использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
  • словесное воздействие — чтение, беседа;
  • логопедический массаж;
  • творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.


Расстройства речи не лучшим образом сказываются на состоянии других психических функций. Дети с речевой патологией, особенно в тяжелой ее форме, отличаются невнимательностью, неуклюжестью, неповоротливостью. Они обидчивы, не уверены в себе, избегают общения, агрессивны и остро нуждаются в помощи и заботе.

Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

  1. Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
  2. Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
  3. С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
  5. Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
  6. Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
  7. Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке. Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
  8. Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома. Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.

Ответы на вопросы

А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector