1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профилактика нарушений зрения у школьников

Профилактика нарушения зрения у школьников
статья по теме

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_narusheniy_zreniya_u_shkolnikov.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений зрения у школьников

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора — наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации . Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

Упражнения для глаз.

  1. Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  1. Моргать в течении 1-2 мин.
  2. с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  3. В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
  4. В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  5. Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

1. Все упражнение следует повторять не менее 6 раз.

2. Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.

3. Вертикальные движения вверх–вниз.

4. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

5. Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз в быстром темпе.

6. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

7. Сведение глаз к носу. Для этого медленно поднесите палец к переносице, следя за его кончиком. Глаза легко «соединятся».

8. Частое моргание глазами.

9. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

1. Смотреть вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец на расстояние 25–30 см от глаз, смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку, снова посмотреть вдаль. Повторить 10–12 раз.

2. Взять карандаш, вытянуть руку перед собой, а затем медленно приближать к кончику носа, следя за движением карандаша. Повторить 10–12 раз.

3. Прикрепить на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм (подойдёт любая наклейка). Переводить взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.

4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисовать глазами «восьмерку». Повторить 5–7 раз.

5. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.

6. Смотреть 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отвести руку вправо, при этом следить за пальцем, не поворачивая головы. То же выполнить левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.

7. Не поворачивая головы, медленно перевести взгляд влево вниз, затем – вправо вверх. Затем вправо вниз и влево вверх. Повторить 5–7 раз. Затем выполнить в обратном порядке

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Сохранить и восстановить зрение помогут специальные комплексы упражнений, которые нужно выполнять не менее двух раз в день. Из предложенных нами вариантов вы можете выбрать для себя наиболее подходящей. Ещё лучшего результата поможет добиться чередование этих комплексов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в моей статье вы найдете много интересногоьв моей статье вы найдете много интересного и полезного для себя и вашего ребенка. в ней описаны причины влекущие за собой нарушение осанки, также.

Консультация для родителей.

Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки н.

Игры для тренировки визуального канала детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство профилактики нарушения зрения школьников.

Упражнения по коррекции и профилактике нарушения зренияКомплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника.

Методическая рекомендация по теме «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики» В работе рассмотрены и рекомендованы комплексы упр.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Профилактика нарушений зрения у школьников.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Порядка 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах страдает заболеваниями органов зрения. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Некоторые дети имеют проблемы со зрением и носят очки еще до поступления в школу. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза. Если ребенок редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то у него повышается вероятность развития зрительных расстройств.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Освещение должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резких теней и бликов. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева для правшей, справа для левшей, лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Кроме местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.

Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно сказывается и на зрении.

В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – широкое использование персональных компьютеров. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только для органов зрения, но и для всего организма в целом. Многие дети часами просиживают за монитором. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников, обязательно должен быть перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Кроме того, можно использовать специальные капли – заменители слезы (лакрисин, слеза натуральная и др.).

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

· Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

· Правильно питаться. Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами, среди которых особое значение имеют витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение, и витамин А, при недостатке которого страдает сумеречное зрение («куриная слепота»).

В рационе детей страдающих близорукостью должны быть морковь, красный сладкий перец, шпинат, черника, кукуруза, манго, персики, рыба, шиповник и цитрусовые.

Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения (комплексные поливитаминные препараты и пищевые биодобавки с черникой).

Улучшать кровоснабжения глаз. Хороший эффект дают как прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, так и специальная гимнастика для глаз.

Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие — утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 — 5 раз.

4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

5. Исходное положение — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 — 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, — выдох. Повторить 5 — 6 раз.

2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 — 6 раз.

3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 — 6 раз.

4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем — влево. Повторить 5 — 6 раз.

5. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 — 5 раз.

6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 — 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 — 5 секунд. Повторить 6 — 8 раз.

7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Социальная профилактика включает в себя всю окружающую ребенка среду. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

Меры по предупреждению близорукости у детей школьного возраста должны быть направлены на снятие всех видов напряжения: мышечного, зрительного, нервного. Проще всего устранить напряжение мышечное, обеспечив ребенку правильную осанку за столом. Необходим стул с возможностью регулировки наклона спинки и высоты сиденья, и стол, соответствующий росту ребенка. Спина сидящего должна прилегать к спинке стула, а локти лежать на столешнице. Под ноги ставится небольшая скамеечка, чтобы разгрузить мышцы спины и избежать наклона вперед. Для того чтобы научить малыша правильно сидеть, его необходимо контролировать весь первый год обучения.

Через каждые двадцать минут работы, первокласснику необходим десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен побегать, попрыгать, т. е. избавиться от нервного напряжения.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

Физическое воспитание ребенка должно включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и полноценные занятия на уроках физкультуры. Существует закономерность: чем ниже уровень физического развития ребенка, тем выше степень близорукости. Снижение остроты зрения – это показание для посещения спортивной секции, а не повод для освобождения от уроков физкультуры.

Таким образом, только совместные усилия врачей, родителей, учителей по привитию ребенку навыков здорового, активного образа жизни смогут снизить процент детей со сниженным зрением. Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Береги платье снову, а здоровье — смолоду». Так и профилактика любых отклонений здоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания или до его выявления. Не пренебрегайте простыми житейскими советами, берегите зрение!

Центр медицинской профилактики
КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
министерства здравоохранения Хабаровского края

Нарушение зрения у школьников

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

  • длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
  • «отдых» у телевизора;
  • чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
  • не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
  • недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
  • замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
  • плохое освещение (избыток света или темнота);
  • неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
  • несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
  • стресс;
  • наследственность.
Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Гимнастика для глаз

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.

  1. Самый простой метод – рисовать глазами цифры.Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
  2. Расслабление с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
  3. Круговые движения— открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
  4. Моргание – не менее 100 раз.
  5. «Темное расслабление»— положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
  6. «Косые глаза» — сведите глаза к носу.
  7. «Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.
Что лучше носить ребенку, линзы или очки?

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

Профилактика нарушения зрения у школьников.

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:

– длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

– «отдых» у телевизора;

– чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

– не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

– недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

– замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

– плохое освещение (избыток света или темнота);

– неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

– несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие:

Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.

Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.

– Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

– если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;

– если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;

– при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.

Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

– не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию;

– для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации;

– для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

– не перенапрягать зрением — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов — 2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов);

– ограничить до минимума время работы за компьютером;

– отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе;

– вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);

– следить за гигиеной глаз;

– избегать стрессов, не перегружаться;

– создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола. У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура);

– употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);

– соблюдать правильную осанку;

– расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);

– показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);

Гимнастика для глаз.

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость:

– самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно;

– расслабление — с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни;

– круговые движения — открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против;

– моргание – не менее 100 раз;

– «темное расслабление» — положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета;

– «косые глаза» — сведите глаза к носу;

– «близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Читать еще:  Пузырек на глазу
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector