6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проведение зрительной гимнастики у детей

Особенности и примеры упражнений зрительной гимнастики для детей

Дети сейчас все чаще стали страдать от нарушений зрения. Практически вся масса информации попадает к ребятам именно благодаря органам зрения, из-за чего они испытывают чрезмерные нагрузки. Уже давно известно, что именно эффективная зрительная гимнастика для детей может действительно обеспечить хорошие результаты. Есть различные варианты тренировок, ориентированные на всевозможные нарушения зрения, заболевания глаз. А для ребенка особенно важно свести к минимуму риск развития глазных болезней, поскольку именно у больных в детском возрасте наблюдается резкое прогрессирование таких недугов.

Сегодня мы подробно рассмотрим особенности занятий, приведем несколько наиболее эффективных, хорошо проверенных комплексов упражнений. Обязательно важно соблюдать все правила, рекомендации, чтобы гимнастика для глаз приносила максимальную пользу.

Особенности тренировок

Почему так важно делать зрительную гимнастику детям? Существует несколько наиболее важных моментов.

  • Зарядка снимает усталость глаз;
  • После выполнения упражнений глаза легче переносят нагрузки;
  • Нервная система малышей успокаивается;
  • Информация, доставляемая при помощи органов зрения, будет перерабатываться мозгом легче;
  • Можно свести к минимуму риск снижения остроты зрения, если выполнять зарядку на регулярной основе.

Определяющее значение здесь имеет именно возраст, особенности развития организма. У ребенка идет рост органов зрения. Как раз это делает глаза особенно уязвимыми. Они легко поддаются отрицательному влиянию. Факторов риска очень много: это могут быть инфекции и негативная экология, долгое пребывание у экрана телевизора и за монитором.

Специалисты отмечают, что даже без знания специальных комплексов упражнений вполне можно выполнять простую детскую зрительную гимнастику. Допустим, считайте с ребенком прохожих, пересчитывайте яблоки на дереве. На такую зарядку уходит минимум времени, она приносит очевидную пользу. Обычно сеанс таких упражнений занимает примерно три минуты.

Цели упражнений

В первую очередь необходимо следить за режимом дня ребенка. Очень полезно больше двигаться. Необходимо чаще гулять на свежем воздухе, больше времени уделять активным играм, полезно прыгать и бегать.

Есть несколько полезных советов, к которым точно стоит прислушаться. Важно ограничить время, которое ребенок проводит со всевозможными гаджетами. Смотреть телевизор, заниматься за компьютером тоже надо по графику, соблюдая режим. Придется увлечь малыша какими-то подвижными играми, спортом.

Запрещается заниматься за монитором, смотреть телевизор в темной комнате. При этом органы зрения испытывают существенные перегрузки, что крайне негативно сказывается на их состоянии.

Большое значение имеет осанка. Следите, чтобы она всегда была правильной. Здесь дело не только в эстетике. Хорошая посадка крайне важна для состояния здоровья: при неправильной осанке, когда малыш сильно сутулится, могут пережиматься сосуды, в результате чего нарушается кровоснабжение головного мозга.

Вот еще несколько существенных моментов.

  1. Желательно проводить детскую гимнастику для глаз ежедневно, два раза, вечерами и по утрам;
  2. Можно заметить хорошие результаты всего после месяца занятий;
  3. В процессе выполнения упражнений приток крови к глазному яблоку увеличивается, стабилизируются обменные процессы;
  4. Достаточно быстро проходят и мешки под глазами, если заниматься;
  5. Гимнастика отлично поддерживает общий тонус глазных мышц;
  6. Очень полезно делать упражнения, чтобы снять усталость после напряжения. Например, нужно заниматься в перерывах во время работы, обучения;
  7. При выполнении гимнастики снимается спазм глазодвигательных мышц;
  8. Можно добиться повышения остроты зрения, если регулярно, целенаправленно делать зарядку для глаз.

Вы не замечали, чтобы ребенок жаловался на усталость глаз, у него нет неприятных ощущений и никаких проблем со зрением? Это еще не значит, что ему не нужно делать упражнения для глаз! Они необходимы для профилактики усталости, для предотвращения снижения остроты зрения.

Показания

Существует целый ряд показаний для выполнения упражнений для глаз для детей:

  • Дальнозоркость;
  • Близорукость;
  • Косоглазие;
  • Усталость глаз;
  • Двоение в глазах;
  • Наследственная предрасположенность к снижению остроты зрения.

Если кто-то из родителей уже имеет проблемы со зрением, ребенку обязательно выполняет детскую гимнастику для глаз на регулярной основе.

Упражнения

Пришло время подробнее рассмотреть некоторые упражнения, которые могут существенно укрепить мышцы глаз, снять усталость и избавить от перенапряжения. Обратите внимание: занятия с малышами требуют максимально ответственного подхода. Не стоит заставлять ребенка тренироваться. Гимнастика должна стать для ребенка увлекательным занятием, а не очередной нагрузкой. Постарайтесь заинтересовать малыша, превратить выполнение упражнений в интересную игру.

Рассмотрим несколько хороших методик для занятий.

  1. Если наблюдается косоглазие, будет полезно сначала развести зрачки в разные стороны, а затем плавно свести их к переносице;
  2. Для выполнения следующего упражнения сначала фиксируется голова. Лучше всего подбородком опираться на руки. Потом максимально высоко поднимите глазные яблоки, к потолку. Затем опустите их вниз. На следующем этапе выполняется подобный элемент, только глаза направляют влево и вправо, горизонтально;
  3. Очень полезно упражнение «уголки». Необходимо по очереди смотреть в разные углы помещения: например, сначала в правый нижний, потом в верхний левый. Желательно переводить взгляд именно по диагонали;
  4. Еще одно упражнение заключается в фокусировке взгляда на объекте, расположенном вблизи, а затем на переведении взгляда вдаль. Допустим, находите интересный предмет, который находится достаточно далеко, за окном. Это может быть дерево. А рядом расположена спинка стула или ручка двери шкафа. Научите ребенка плавно переводить взгляд и фокусировать его по очереди на этих объектах: сначала на ближнем предмете, а затем на дальнем;
  5. Эффективна и воображаемая гимнастика. Упражнение не только полезно для глаз, но еще и отлично развивает воображение, восприятие. Ребенка надо хорошо настроить на такую тренировку, чтобы он расслабился и успокоился. Представляем приятную картину. Желательно придумать и вообразить ее во всех деталях, мысленно переводить взгляд с объекта на объект. Например, идеально подойдет картинка с берегом моря, чайками, пальмами. Мысленно смотрите вдаль, а затем переводите взгляд на расположенные вблизи объекты;
  6. Хорошо помогает расслабить глаза, избавиться от усталости и напряжения упражнение в темноте. Надо зайти в темное помещение, плотно прикрыть глаза. Затем представить себе черную поверхность;
  7. Полезно просто закрывать глаза и очень аккуратно проводить по ним пальцами, как бы массируя. Давить нельзя;
  8. Для быстрого снятия зрительного напряжения можно делать соответствующую зарядку. Сначала прижимайте подбородок к груди. Потом шею надо расслабить, а голову максимально откинуть назад. Выполняется элемент в положении сидя. Двигаться нужно плавно.

Старайтесь приучить ребенка тренироваться, выполнять гимнастику для глаз каждый день, примерно в одно время. Это должно войти постепенно в привычку.

Пальминг

Отличное упражнение практикуется достаточно часто. И офтальмологи рекомендуют пальминг взрослым и детям, поскольку он действительно помогает хорошо расслабить глазные мышцы, снять накопившуюся усталость и напряжение. Запоминайте простой алгоритм действий.

  • Начинается все с подготовки. Ребенок должен сесть прямо, желательно, перед столом;
  • Позвоночник, шея должны располагаться по одной прямой линии;
  • Локти ставят на стол;
  • Теперь надо начать тереть ладони друг об друга;
  • Когда уже ощущается тепло, достаточно сильное нагревание, можно складывать ладони. Они должны наслаиваться пальцами, при этом складывать нужно плотно. Если бы ребенок набирал воду, она не должна была бы просочиться между пальцами;
  • Теперь ладонями накрывают глаза. Пальцы при этом не пропускают свет;
  • В таком положении следует провести примерно минуту;
  • Потом глаза приоткрывают постепенно, чтобы они смогли адаптироваться к освещению.

С пальминга можно начинать тренировку, некоторые завершают им детскую гимнастику для глаз.

Гимнастика для дошкольников

Большое значение имеет детская гимнастика для глаз, ориентированная на ребят дошкольного возраста. Такие малыши не всегда могут правильно выполнять упражнения и понимать все советы родителей. Но имеется специальный комплекс, адаптированный именно для них.

Данные профилактические меры важны для сокращения вероятности развития болезней глаз, для предотвращения снижения остроты зрения.

  1. Первое упражнение помогает улучшить остроту зрения при рассматривании объектов вблизи. Вам понадобятся наручные часы, циферблат должен быть крупным. Сначала попросите назвать время, находясь на расстоянии около полуметра от малыша. Потом отойдите ненамного, снова попросите рассмотреть стрелки и цифры. Повторяйте три раза на различном расстоянии.
  2. Полезно упражнение с маятником. Оно стимулирует кровообращение, обеспечивает развитие глазодвигательных мышц. Особенно важно делать элемент всем, у кого имеется предрасположенность к косоглазию, например, наследственная. При регулярном выполнении упражнения движущиеся предметы начнут фиксироваться полностью синхронно. Прекрасная профилактика косоглазия. Маятник легко изготовить из шарика, большой бусинки. Держать его нужно на расстоянии примерно в 35 см от лица ребенка. Ребенок должен внимательно следить за маятником, но только глазами. Голова обязательно остается без движения. Потом, когда тренировка уже проведена, рекомендуется перевести взгляд, сфокусировать его на удаленных предметах за окном. Желательно обсудить объекты, которые находятся вдали. Попросите ребенка, чтобы он их описал.
  3. Есть еще одна тренировка, связанная с разными фигурками, изображениями. Вам нужен яркий рисунок, например, изображение змеи или шахматной доски, сложной геометрической фигуры. Ребенку нужно постараться сосредоточиться и взглядом пройти по контурам рисунка. Направление движения надо менять. Лучше взять более крупный рисунок.
  4. Следующая детская гимнастика для улучшения зрения подойдет ребятам младшего возраста. Берите цветной картон, а из него вырезайте два больших цветных круга. Их необходимо закрепить в противоположных углах комнаты. Такие фигуры точно привлекут внимание детей. Ребенку следует объяснить, что надо сфокусировать взгляд сначала на одном круге, а потом уже на другом. Взгляд переводится плавно, при этом голову поворачивать не стоит, поскольку двигаться должны только глазные яблоки.
  5. Очень полезно сначала плотно зажмуривать глаза, а затем плавно их открывать.
  6. Помогает тренировка с ручкой. Ее берут в вытянутую руку. Сначала взгляд фокусируется на кончике ручки, а потом медленно переводится на удаленный объект за окном.
  7. Рисовать глазами восьмерку в разных направлениях тоже очень полезно.
  8. Хороший эффект обеспечивает упражнение «часы». Нужно научить ребенка представлять перед собой мысленно большой циферблат часов. Глазными яблоками понадобится прорисовывать все цифры, а также и стрелки. Упражнение сначала выполняется по движению часовой стрелки, а потом уже в противоположном направлении.

Имеется еще один полезный совет. Если малышу уже прописали очки, которые он достаточно часто носит, нужно иметь и другие очки, с меньшими диоптриями. Именно регулярное ношение таких очков, их чередование с сильными, позволит существенно снизить нагрузки на глаза.

Ключевые результаты гимнастики

Отметим наиболее значимые результаты, которых можно добиться, если регулярно делать упражнения для остроты зрения для детей.

  • Обеспечивается существенное укрепление глазных мышц;
  • Стабилизируется аккомодация. То есть глаза ребенка смогут лучше адаптироваться, будут хорошо видеть объекты на разном расстоянии;
  • Восстанавливается хорошая циркуляция внутриглазной жидкости, крови в глазах.
Читать еще:  Центральная серозная хориоретинопатия

При этом важно действовать целенаправленно, приучить ребенка к ежедневным тренировкам, чтобы добиться результата. Желательно чередовать разные методики. Если в процессе гимнастики ребенок жалуется, что у него кружится голова, начинают болеть глаза, необходимо обратиться к офтальмологу, педиатру.

Занятия по зрительной гимнастике детям в ДОУ

Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

  • «Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:

Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.

Упражнения для глаз

Повторяем каждый раз.

Право, лево, верх и вниз,

Повторяй и не ленись.

Мышцы глаза укрепляем.

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

  • «Часы»

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Читать еще:  У человека желтое пятно в глазу

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Зрительная гимнастика как средство профилактики и сохранения зрения детей

Оксана Ботнарюк
Зрительная гимнастика как средство профилактики и сохранения зрения детей

Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что твориться вокруг и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. Известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня. Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаз все время находятся в напряжении.

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с амблиопией, астигматизмом и косоглазием. Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения применяется специальное аппаратное и компьютерное офтальмологическое лечение. Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.

Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой, дыхательной.

Для детей с нарушениями зрения, учитывая их особенности, зрительная гимнастика проводится 2 раза: на 5-7-й минуте и по мере утомляемости в зависимости от вида занятия.

Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение. Перед выполнением пальминга следует с силой потереть ладони друг о друга, так, чтобы они разогрелись. Если пальминг выполняется в жаркую погоду, и избыток тепла вызывает ощущение дискомфорта, руки перед пальмингом рекомендуется ненадолго погрузить в холодную воду.

Пальминг выполняется следующим образом.

Закройте глаза. Чашеобразно изогнув ладони, наложите их на окологлазную область таким образом, чтобы основания ладоней внутренними краями касались нижней половины носа. Суставы первых фаланг мизинцев накладываются друг на друга, перекрещиваясь на переносице под углом в 90 градусов, пальцы рук перекрещены на лбу. Ладони не должны касаться глаз. Наложение ладоней производится таким образом, чтобы к глазам не проникал ни малейший лучик света. Только так можно обеспечить максимальное расслабление глаз. Во время пальминга шея должна находиться на одной прямой с позвоночником, тело располагается таким образом, чтобы оно могло достичь максимального расслабления. Пальцы, запястья и руки максимально расслаблены. Чтобы достичь этого, необходимо поместить локти на какую-либо опору. Можно выполнять пальминг сидя за столом, слегка наклонившись вперед и опираясь локтями о поверхность стола. Другой вариант — сесть на стул и, наклонившись вперед, упереть локти в положенную на колени подушку. Пальминг можно выполнять, лежа на спине. Чтобы руки не уставали, под локти подкладывают толстые подушки. Без опоры можно выполнять кратковременный пальминг, при котором наложение ладоней на область глаз производится в течение 10-15 секунд. Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

Условия проведения зрительной гимнастики

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

— всегда снимать очки

— сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

— следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

сосредоточить все внимание на глазах

— после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

2. с опорой на схему;

3. с сигнальными метками;

4. с индивидуальными офтальмотренажерами;

5. с настенными офтальмотренажерами;

6. электронных зрительных гимнастик.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик являетсяэлектроннаяфизминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя).

Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Внимание! Гимнастика противопоказана людям с отслоением сетчатки и с миопией больше — 6 диоптрий. Также людям с миопией больше -3 следует делать упражнения очень осторожно, по 2-3 повторения за раз, а через неделю можно начинать постепенно наращивать повторения (увеличивать на 1 повторение в неделю).

Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

Игра как средство сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушением зрения Першина Т. А. воспитатель зрительной группы МБДОУ компенсирующего вида № 59 г. Апатиты, Мурманской области Игра – это сама жизнь, это детская.

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста. Жизнь в 21-ом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Гимнастика после сна с выполнением упражнений для профилактики плоскостопия Гимнастика после сна с выполнением упражнений для профилактики пласкостопия. Цель: Обеспечить оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника,.

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в ДОУ» Зрительная гимнастика в ДОУ Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

Консультация для воспитателей «Дыхательная и зрительная гимнастика» Дыхательная гимнастика для детей Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Пальчиковые игры как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Перспективное планирование: зрительная и пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста сентябрь — декабрь Сентябрь 1 — 2 неделя диагностика Сентябрь 3 неделя Урожай. «Стручки гороха» Раскололся тесный домик (моргают глазами).

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей.

Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика. Ум на кончиках пальцев. Методика Новиковской О. А. Цель: развитие.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_provedeniya_zritelnoy_gimnastiki_doma.docx 50.43 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА»

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ: ФЕДЬКО Ж.В.

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам- наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

— далеко – близко (удалять и приближать предмет);

— по кругу – слева – направо;

— по диагонали – снизу – вверх;

— по диагонали – сверху – вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции ребенка и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы.

Комплекс зрительной гимнастики для профилактики утомления

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. По расфокусированному взгляду ребёнка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и др.

«Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали.

«На что похожи облака?» — взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

1.Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса).

1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего — в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

3. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

2. Упражнения на укрепление наружных мышц глаза.

1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить! 0-12 раз).

2. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

3. Частое моргание в течение 20 секунд.

3. Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения.

1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз.

2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7-10 секунд.

3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

4. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

5. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.

6. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

КАКИЕ ИГРЫ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ЗРЕНИЯ.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».

Позвольте ребенку самому найти решение, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

Прищепки. Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Пуговицы. Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.Игра развивает зрительное внимание, восприятие.Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.п.Игра развивает зрительное внимание. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная- белая- красная- белая. Предложите ребенку продолжить ряд. Игра развивает внимание, мышление

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Раскрась вторую половинку»

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву «а» и т.д. Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.

Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

Рисуем по памяти узоры

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости .

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ.

Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики.

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги.

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».

Даны практические рекомендации для родителей по профилактике зрительных нарушений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector