31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько информации человек получает через зрение

Сколько информации человек получает через зрение

УРОК » Восприятие и представление информации»

Человек живет в мире информации. Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечка березы вырастает только береза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Назовите их (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Выглянув в окно, вы понимаете, какая на улице погода. На вкус вы узнаете любимую пищу, оцениваете количество соли в блюде. На ощупь можно оценить температуру предмета и т.д.

Таким образом, существуют различные

способы восприятия информации :

орган

способ восприятия

вид восприятия

зрения

зрительная (визуальная)

изображение

слуха

слуховая (аудиальная)

осязания

тактильная

тактильные ощущения

вкусовые рецепторы

вкусовая

вкусовые ощущения

обоняния

обонятельная

запах

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).

Для повышения чувствительности своих органов современные люди используют различные измерительные приборы и сложные системы наблюдения и регистрации. При утрате одного из органов чувств усиливается роль других чувств.

Представление и кодирование информации

Полученную информацию человек запоминает, записывает, передает другому человеку. А в какой форме это происходит?

Одна и та же информация может быть представлена различными способами. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, числа, звука голоса.

В производственной деятельности информация передается в виде текстов и чертежей, справок и отчетов, таблиц и других документов. Чертежи и музыкальные произведения, книги и картины, спектакли и кинофильмы — все это формы представления информации (рассказ, рисунок, статья и т.д.).

По способу представления различают:

текстовую, числовую, графическую, звуковую и мультимедийную.

При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные способы представления информации позволяют описывать объективную действительность необходимыми для той или иной ситуации средствами.

Информация, в какой бы форме она ни предоставлялась, является некоторым отражением реального или вымышленного мира.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменности, когда окружающий мир стали описывать с помощью символов и знаков.

Языки естественные и формальные

В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков.

Среди них язык жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык музыки и язык математики, разговорный язык, алгоритмический язык и т.д.

Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков.

В основе языка лежит а лфавит — это набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.

Примеры алфавитов: В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, английский язык использует латиницу (26 знаков), китайский язык использует алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов).

Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка, называются синтаксисом. В естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения.

Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (алгебра, системы счисления, языки программирования и др.). В основе формального языка также лежит алфавит.

Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.

Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса.

Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме.

Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита и правил выполнения операций над знаками.

Поэтому информация в наиболее общем определе нии —

1.4. Восприятие визуальной и речевой информации

Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.

Острота зрения в большой степени определяется особенностями зрительного анализатора, однако она связана также и с увеличением яркости фона. При уменьшении же контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы, как правило, не выполняют своего назначения в качестве наглядного средства обучения. Дело в том, что данные в них обычно представлены слишком мелким шрифтом, что затрудняет их восприятие. Величина букв на доске также играет немаловажную роль. Результаты специальных экспериментов показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метра, для нормального восприятия величина букв на доске должна быть не менее 2 сантиметров. При увеличении же этого расстояния расстоянии до 6-7 метров буквы должны быть уже высотой не менее 5 сантиметров.

Для того, чтобы установить желаемый размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, преподавателю можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине – на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.

Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг “отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.

Восприятие человеком аудиальной информации в существенной мере зависит от свойств речи как процесса практического применения языка в целях общения с другими людьми, в том числе и педагогического общения и форм ее выражения. Эту зависимость можно представить с помощью рис. 57.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста, от его расположения его на странице. Например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Вертикальная линия текста считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они могут быть равными по величине.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на треть быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, как бы “продлить” воображение.

Зрение требует группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, равно семи плюс-минус два (имен, наименований, характеристик). Установлено, что четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %), как показано на рис. 58.

Рис. 58. Распределения внимания по зонам классной доски

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон. Как показали исследования, наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных фонах. Неудобочитаемы желтый шрифт на белом фоне и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: красный с зеленым, желтый с фиолетовым и синий с оран­жевым.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие учащихся, причем характер этого влияния зависит от их темперамента. Так, установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивает сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Замечено также, что красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Кроме того, экспериментально доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном, прежде всего, для научно-технических текстов.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.

Восприятием принято считать целостное отражение мира, предмета, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Оно представляет собой активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Различные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали и сказали. Он может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. На восприятие существенно влияет то, чего ждет человек. Чем выше для студента вероятность того, что появится именно этот стимул и именно в этот момент, тем эффективнее его опознание, тем меньше времени требуется для его восприятия и опознания. Это обстоятельство нужно особенно учитывать в условиях, в которых есть те или иные помехи для рассматривания, изучения – ограничение вре­мени, недостаточно четкое, малоконтрастное, слишком мелкое изображение и т.д. Незнакомые для студентов термины преподаватель должен повторить несколько раз, записать, объяснить их значение.

Эффективность опознания наглядного материала существенно зависит как от вероятности, с которой студент ждет по­явления именно этого изображения, так и от значимости последнего в данных условиях. Сигнал опознается тем точнее, чем выше вероятностный прогноз его возникновения и чем больше его значимость.

Если перед показом учебного рисунка или графика внимание не привлечено к тому, что на этом изображении наиболее существенно, значимо, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего преподаватель показал данный рисунок или график. Студенты по-разному воспринимают демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала.

Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и про­делать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педа­гогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях – несколько.

Результаты специально проводимых экспериментов показали, что время, необходимое для операций сравнения наглядного материала, зависит от формы кодирования информации. Например, при графическом кодировании это время оказывается меньшим, чем при цифровом ее кодировании.

Кроме восприятия информации важнейшим показателем эффективности обучения выступает ее понимание. Сущностью понимания является способность человека постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этой способности результат. Понимание представляет собой достаточно сложный феномен, являющийся предметом изучения не только психологии и педагогики, но также и философии, истории, социологии и других дисциплин. Существует даже особая наука о понимании – герменевтика. Общие ее закономерности, примимые к процессам образования, составляют предмет сравнительно новой отрасли знания – психолого-педагогической гер­меневтики.

Исследованиями в этой сфере установлено, в частности, что понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкрет­ными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Восприятие и понимание студентом учебной информации определяется как психическими особенностями его личности и профессионализмом преподавателя, так и следующими свойствами самого изучаемого материала (рис. 59):

Сколько информации получает человек каждую секунду?

Как раз у меня появился вопрос, сколько информации в секунду получает человек, сколько бит, байт, а может быть и терабайт анализирует наш мозг каждую секунду, когда мы просто идем по улице, в самый обычный для нас день? Чтобы дать ответ на данный, казалось бы простой вопрос, я полез в гугл, но не нашел ничего путного (а может не очень хорошо поискал, если кто-то что-то найдет, кидайте в комменты), поэтому я решил попробовать подсчитать данное число самостоятельно, скажу заранее, я не биолог, не понимаю и не знаю принципы работы нашей «волшебной коробочки», поэтому прошу не кидать в меня камнями, а если вас раздражает дилетантство, то и вовсе советую закрыть эту статеечку, не претендующую ни на что. Если же вам интересны измышления простого программиста, то желаю приятного прочтения.

Первое, что приходит в голову, года мы говорим о поглощение информации человеком, — это зрение. Этот факт не является удивительным, ведь до 80% всей информации, человек получает через зрение. Для того, чтобы произвести расчет того, сколько информации человек получает через зрительный канал нам необходимо узнать:

1) «Разрешение» наших глаз;

3) Количество цветов, которое каждый «пиксель» может различить;

4) Способ кодирования информации.

Покопавшись немного в интернете, я нашел всю необходимую информацию.

1) Наша человеческая сетчатка имеет примерно 5млн цветных рецепторов, то есть эквивалентна 5 мегапикселям. Однако, имеется еще 100 миллионов монохромных рецепторов, играющие важную роль в четкости и контрастности изображения, воспринимаемого мозгом. Но даже 105 мегапикселей не отражает реального «разрешения» сетчатки глаза человека. Ведь наш глаз — это не фотокамера. Мы имеем два глаза, постоянно воспринимающих окружающую информацию, которая «собирается мозгом» в большое панорамное изображение имеющее разрешение, эквивалентное 576 мегапикселям, что кажется невероятным на первый взгляд для обычного обывателя, однако, для астрофизиков это относительно смешная цифра, вот вам пример камеры с разрешением в 1Гпикс. ( http://www.russianelectronics.ru/leader-r/pechat/59970/ ), а ведь это даже не телескоп.

2) Посчитать частоту нашего глаза весьма просто, однако, я не буду описывать весь процесс, кому интересно читайте по ссылке ( http://www.findpatent.ru/patent/237/2372834.html ), скажу довольно кратко (и вы можете проверить это, прочитав статью), что частота, с которой воспринимает наш глаз этот мир равна 50Гц, для тех, кто прогуливал уроки физики в школе скажу в упрощенной форме, что это значит, что наш глаз видит 50 отдельных картинок в секунду. Некоторые геймеры могут воскликнуть «Но у меня монитор 120fps, и картинка гораздо лучше!», да, это так, но это никак не связанно с частотой нашего глаза, если вам стало интересно, почему повышение fps в играх действительно улучшает восприятие милости прошу по ссылке. ( http://last-t.ru/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%. ). С этим мы разобрались, переходим к следующему пункту.

3) С этим пунктом было разобраться сложнее всего, так как интернет наполнен крайне противоречивыми данными. В одних источниках была информация «Глаз обычного человека различает около 150 основных цветов, профессионала — до 10-15 тысяч цветов», в других же «Если верить источнику — «Биология в вопросах и ответах» — Цветовое пространство» нормального человека содержит примерно 7 млн. различных валентностей, включая небольшую категорию ахроматических (серых, бесцветных) и весьма обширный класс хроматических. », что очень сильно сбивало столку, согласитесь, тут идет различие не на 5-10%, даже не 50%, тут речь идет о нескольких порядках. Однако, почитав различные форумы биологов и статьи на данную тему, я пришел к выводу, что в сущности все дело в формулировке и проведению экспериментов, а реальные цифры таковы: человек способен различать около 150 цветов и 25 степеней насыщенности данных цветов, как итог мы получаем 150*25 ≈ 3800 различных цветов и оттенков.

4) Вот мы и подошли к самой неоднозначной и сложной части нашего небольшого списка — кодировка, пока, к сожалению, доподлинно не известно, как работает, и как устроен на Мозг (да, с заглавной буквы), однако есть некоторые гипотезы, на которые я буду ссылаться ниже. Я не стану углубляться в природу света и цветов, и то, как так получается, что обычные электромагнитные волы «превращаются» в ярко раскрашенную картинку в нашей голове, скажу лишь, что в окружающем нас мире красок нет. Цвета — это лишь иллюзия, созданная мозгом, в физической реальности не существующая, это легко понять, если почитать про дальтонизм ( http://proglaza.ru/bolezniglaz/daltnonizm-test.html ), вообще данная тема крайне философична, но мы итак слишком сильно отошли от темы, поэтому давайте вернемся к нашим «баранам». Так как информация в головном мозге передается с помощью электрических импульсов, а нейромедиаторы лишь указывают на важность и силу данного сигнала, то мы можем сделать вывод, что кодировка информации также двоичная.

Интересный факт: «Возможен феномен, когда у человека есть дополнительная колбочка сетчатки глаза. Она может быть выработана только Х-хромосомой, а это означает, что данный феномен наблюдается только у женщин. Ген способен придать человеческому глазу дополнительный набор хромосом. У здорового человека их 3, а когда образуется дополнительная колбочка – становится 4. При этом причина, по которой возникает дополнительная колбочка сетчатки – мутация генов. Данное явление называется тетрахроматизмом. Люди, которые имеют тетрахроматизм — эту редкую аномалию в генетике, воспринимают намного больший диапазон оттенков. Если человек пройдется по обычной гравийной дорожке, которая кажется нам серой, он увидит мерцание желтых, зеленых, розовых и синих камней. Дополнительная колбочка сетчатки глаза позволяет воспринимать мир чуточку другим, а именно — позволяет видеть еще 100 оттенков каждого цвета.»

Таким образом мы подсчитали все необходимые параметры получения (оооооочень и оооооооочень) примерных данных для получения ответа на поставленный вопрос, поэтому давайте перейдем к простой математике.

Что нам известно на данном этапе?

1) разрешение = 576Мпикс;

2) частота = 50Гц;

3) количество цветов = 3800;

Первым делом необходимо узнать, сколько информации храниться в 1 «кадре», для этого нужно понять, сколько битов занимает 1 цвет:

Зрение у человека

Зрение человека, с каких бы позиций его ни рассматривали, является поистине уникальным творением природы. Обеспечивается данный вид чувствительности безупречно устроенным зрительным анализатором. С его помощью люди способны воспринимать информацию с окружающей среды путем преобразования света в нервные импульсы и формирования в головном мозге зрительных образов.

Зрение человека – это результат миллионов лет эволюции, в ходе которой светочувствительные рецепторы сетчатки глаза адаптировались к солнечному излучению, достигающему поверхности Земли. Наши глаза чувствительны к световому излучению в диапазоне 400–750 нм, что представляет собой видимый спектр света. Стоит знать, что сетчатка может воспринимать и более короткие электромагнитные волны (ультрафиолетового спектра), но хрусталик глаза не пропускает это разрушительное излучение, тем самым защищая сетчатку от негативного воздействия ультрафиолета.

Как устроена система зрительного восприятия

В анатомо-функциональном отношении зрительный анализатор состоит из нескольких связанных между собой, но различных по целевому назначению структурных единиц:

  • Вспомогательного аппарата органа зрения (глаз) – веки, конъюнктива, слезный аппарат, глазодвигательные мышцы, клеточные пространства и фасции глазницы.
  • Оптической системы – роговичная оболочка, водянистая влага передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное тело. Именно эти структуры позволяют глазу при нормально работающей системе аккомодации фокусировать свет на сетчатке.
  • Воспринимающая часть анализатора, механизм «переработки» и кодирования информации в нервные сигналы, ее передача по нейронным связям в зрительный центр затылочной коры головного мозга. Сюда можно отнести сетчатку с ее фоторецепторами, зрительный нерв, остальные нервные путы головного мозга и центр зрения в затылочной коре.
  • Система жизнеобеспечения зрительного анализатора, которая обеспечивает его налаженную функцию. Сюда относят кровоснабжение, иннервацию всех описанных анатомических структур, систему выработки и регуляции водянистой влаги, слезной жидкости, внутриглазного давление, пр.

Основная задача органа зрения заключается в рецепции (восприятии) адекватных световых раздражителей и их конечной трансформации в субъективный зрительный образ в головном мозге, который отвечает реальности.

Данную функцию обеспечивает несколько звеньев зрительной системы:

  • Периферическая часть (зрительный рецептор) – два глазных яблока, которые расположены внутри правой и левой орбиты (глазницы) черепа.
  • Проводниковая часть – многоступенчатая система нейронных связей, которая обеспечивает «доставку» переработанной информации в первичный зрительный центр (подкорковые структуры головного мозга), а затем в центральную часть зрительного анализатора.
  • Центральная часть – корковый сенсорный зрительный центр, который расположен в затылочной доле головного мозга.

Несмотря на одинаковую анатомию, зрение у мужчин и женщин имеет свои особенности. Известно, что представительницы женского пола различают намного больше цветов и их оттенков, что связано с наличием дополнительной Х-хромосомы, в которой закодирована данная информация. И также женщины имеют намного более развитое периферическое зрение: если мужчина видит четко и ясно только перед собой, то женщина в это время успевает заметить и все события, происходящие вокруг нее.

Какими свойствами обладает зрительный анализатор

Цветовое зрение

Цветовое восприятие – это способность зрительной системы человека воспринимать и перерабатывать свет определенного спектра в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, при этом формируется целостное восприятие (хроматичность, колорит, цветность).

Способность различать цвета связана с функциями фоторецепторов сетчатки колбочками. Существует несколько теорий цветового восприятия человеком. Самой популярной считается трехкомпонентная теория. Согласно ей, в сетчатке есть три вида колбочковых клеток, которые воспринимают красный, зеленый и синий цвет. Комбинация активации этих клеток под действием волн определенного спектра и сила их возбуждения формируют нормальное цветоощущение. Такое зрение называется нормальной трихромазией, а его носители – нормальными трихромами.

Естественно, существуют дефекты цветового восприятия, которые бывают врожденными и приобретенными. Приобретенные нарушения связаны с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва. При этом снижается чувствительность одновременно ко всем трем цветам.

Врожденные дефекты большинству известны как дальтонизм (цветовая слепота). Она может быть полной или частичной. При полном дальтонизме человек не различает ни один цвет, все вокруг ему кажется серым, отличается только по яркости. Данная патология встречается крайне редко и сопровождается другими расстройствами.

Частичный дальтонизм более распространен, заключается в невозможности восприятия одного из трех основных цветов. При такой патологии все возможные цветовые оттенки складываются не из трех цветов (как в норме), а из двух, что приводит к искажению реальной картины хроматичности.

Бинокулярное и стереоскопическое зрение

Зрительная система человека в нормальных условиях обеспечивает бинокулярное, или одновременное зрение, что значит, человек способен видеть двумя глазами, но при этом в головном мозге формируется один зрительный образ. Механизм, который обеспечивает такое свойство зрения, называется рефлексом слияния изображения (фузионный рефлекс). Бинокулярность помогает людям оценивать объем и форму предметов, расстояние между двумя точками, благодаря чему мы точнее и глубже оцениваем внешнее пространство. То есть благодаря одновременному зрению человек получает еще и такое свойство зрения, как стереоскопичность (объемность, трехмерность).

При зрении одним глазом (монокулярное) в головной мозг поступает информация лишь о форме и размере предмета, но утрачивается способность его полного восприятия в пространстве (стереоскопичность). Вследствие такого дефекта качество зрительной информации ухудшается примерно в 20 раз, если сравнивать с бинокулярным зрением.

Острота зрения

Остротой зрения принято называть способность глаза различать мелкие детали предмета с определенного расстояния. Данная способность глаза зависит от освещенности, может быть разной для обоих глазных яблок, меняется с возрастом, на нее могут влиять как врожденные, так и приобретенные заболевания (близорукость, дальнозоркость, астигматизм, катаракта, пр.).

Определение остроты зрения называют визиометрией и применяют с этой целью специальные таблицы. Для взрослых используют таблицу Сивцева (с буквами) или Головина (с кольцами Ландольта), для ребенка подойдет таблица Орловой (с картинками).

Значение остроты зрения определяют по формуле Снеллена V = d/D, где V означает саму остроту, d – расстояние, с которого пациент рассматривает знаки на таблицах, D – расстояние, с которого видит глаз с нормой остроты зрения.

Измеряется острота зрения с расстояния 5 метров для каждого глаза отдельно. Если пациент видит десятую строку и правильно называет все символы, то его зрение равно единицы (1,0), если видит только 9 строку, соответственно – 0,9, если только первую – 0,1. Единица – это не самое лучшее зрение, которое существует. Глаз некоторых людей способен различать и более мелкие детали, у них может быть острота 1,1 или 1,2 и даже больше.

Острота зрения – это одна из наиболее важных способностей глаза. Этот параметр зависит от размера световых рецепторов колбочкового типа в зоне желтого пятна сетчатки, а также от ряда других факторов: рефракции, диаметра зрачка, прозрачности роговичной оболочки, хрусталика и стекловидного тела, состояния аккомодационного аппарата глаза, уровня продукции водянистой влаги и внутриглазного давления, состояния сетчатки, зрительного нерва и возраста человека. Как правило, зрение после 40 лет ухудшается в силу возрастных изменений, и острота зрения падает.

Поле зрения

Данную способность зрительного аппарата еще называют периферическим зрением. Это то пространство, которое мы способны видеть при фиксированном вдаль перед собой взгляде.

Величина поля зрения зависит от состояния периферических отделов сетчатки. Это очень важная функция зрительного аппарата, которая позволяет хорошо ориентироваться в пространстве.

Изменение нормальных параметров периферического зрения может наблюдаться при некоторых врожденных и приобретенных заболеваниях сетчатки, зрительного нерва, нервных путей в головном мозге и зрительных центров в коре мозга.

Как действует алкоголь на зрение

Немедленное и краткосрочное влияние алкоголя на зрение очень хорошо известно большинству людей. После распития 2–3 порций спиртного зрение становится нечетким, падает его острота, появляется двоение (диплопия), замедляется процесс адаптации глаза к освещенности, снижается чувствительность к свету в темноте. Такой эффект первой дозы связан, естественно, с воздействием алкогольных напитков на головной мозг. Дело в том, что этанолом замедляет передачу нервных импульсов и освобождение нейромедиаторов из нервных клеток, это приводит к затруднению обработки полученной мозгом информации от зрительного анализатора и неадекватному формированию в коре зрительных образов.

Такое действие алкоголя на зрение очень опасно для людей, которые выпивают на работе, связанной с повышенным риском для себя и окружающих (управление механизмами, медицинские работники, спасатели, пожарники, пр.), а также для водителей.

К сожалению, алкоголь имеет не только краткосрочное негативное влияние на зрительную систему, которое проходит на следующий день после снижения концентрации этанола в крови, но и долгосрочные пагубные последствия для зрительного анализатора при системном употреблении спиртных напитков. Существуют клинические исследования, которые доказали наличие взаимосвязи между развитием катаракты, возрастной макулярной дегенерации сетчатки и хроническим алкоголизмом.

Как известно, при регулярном употреблении алкоголя в организме человека формируется дефицит тех или иных витаминов, что негативно сказывается и на зрении. Например, дефицит витамина В1 вызывает не только повреждение нервной системы, но и глазодвигательных мышц, а дефицит витамина А приводит к развитию сумеречной слепота, синдрому сухого глаза.

По данным Британского офтальмологического журнала, систематическое злоупотребление спиртным вызывает развитие такой патологии, как токсическая амблиопия, то есть полная безболезненная потеря зрения вследствие хронической интоксикации этанолом и продуктами его распада.

Возрастные изменения

Даже у вполне здорового человека после 40 лет меняются параметры оптической системы и рефракции глаза. Это связано, в первую очередь, с возрастными изменениями некоторых анатомических структур глазного яблока. Хрусталик уплотняется, теряет свою эластичность, глазодвигательные мышцы ослабевают, ухудшается способность к аккомодации (изменению фокусного расстояния). Это естественный физиологический процесс, который у людей может проявляться абсолютно по-разному.

Чаще всего описанные изменения становятся причиной возрастной дальнозоркости (пресбиопии). Человек начинает плохо видеть с близкого расстояния, при этом появляется усталость глаз, частая головная боль. Пресбиопия со временем становится причиной нарушения оттока водянистой влаги с камер глаза и повышения внутриглазного давления с развитием глаукомы.

Очень важно следить за своим зрением людям старшего возраста, которые страдают некоторыми соматическими заболеваниями, например, сахарным диабетом или гипертонией. Такие патологии приводят ко вторичному поражению глаза и развитию ретинопатий (поражение сетчатки), катаракты. Восстановить зрение при этом невозможно, так как прогрессия основного заболевания приводит к медленному ухудшению работы зрительного анализатора. Поэтому нужно держать под строгим контролем все хронические недуги, это поможет не только жить полноценной жизнью, но и сохранить хорошее зрение даже в преклонном возрасте.

Зрение – это уникальный дар, подаренный природой человечеству, а миллионы лет эволюции сделали его безупречным. Очень важно сохранить на протяжении жизни функцию зрительного анализатора в полном объеме, так как, к сожалению, вернуть его можно не всегда. Берегите глаза и придерживайтесь правил гигиены зрения, чтобы без проблем долгие годы лицезреть всю красоту окружающего нас мира.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Причины слипания глаз
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector