Специализированные детские сады
Специализированные детские сады
Специализированные детские сады (компенсирующего вида) предназначены для детей, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Чтобы устроить ребенка в подобный садик нужно приложить ряд усилий, однако результат того стоит, потому что программа детского сада компенсирующего вида разработана с учетом тех или иных проблем и направлена на их устранение.
Кому нужно ходить в специализированный детский сад
Детям, страдающим некоторыми заболеваниями и нуждающимся в определенном уходе и специальных занятиях. Именно это и предлагают детские сады компенсирующего вида. Конечно, вы можете отдать ребенка и в обычный детских сад рядом с домом, но там дополнительные потребности вашего ребенка не будут удовлетворены.
Итак, специализированные детские сады бывают следующих видов:
- Детский сад для частоболеющих детей – как следует из названия, это садик для тех, кто часто болеет. Решение о направлении ребенка в такой детский сад принимает педиатр на основании того, как часто ребенок болел за прошедший год.
- Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. Направление в детский сад дает логопед.
- Детский сад для детей с нарушением зрения могут посещать дети со слабым зрением, астигматизмом, косоглазием и т.д. Направление в детский сад можно получить у окулиста.
- Ортопедический детский сад подойдет детям с деформацией грудной клетки, врожденными вывихи и подвывихами бедер, поясничным сколиозом, Х-образными и У-образными ногами. Направление можно получить у ортопеда.
- Вдетский сад для детей с нарушением слуханабирают глухих и слабослышащих детей.
- В детский сад для детей с задержкой психического развития принимают детей с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) в результате травмы, перенесенного заболевания или обусловленная наследственностью. Для того чтобы попасть в детский сад вам потребуется заключение невролога (или психиатра), окулиста, логопеда и отоларинголога.
- Детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предназначен для детей с ограниченными двигательными функциями. Это дети, страдающие ДЦП, параличом, кривошеей. В детских садах этого типа проводится комплексная коррекционная работа, направленная на формирование двигательных функций. Дети с вышеперечисленными диагнозами нуждаются в специальном медицинском наблюдении, поэтому в обычный детский сад их не примут. Направление в детский сад должен выписать ортопед и невролог.
Как попасть в специализированный детский сад
Порядок приема в специализированные сады отличается от приема в обычные. Первое, что вам понадобится – направление от врача. Затем с этим направлением и самим ребенком (в обязательном порядке) вы пойдете в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия вынесет заключение о целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада, и, если это заключение положительное, вы отправляетесь с ним прямо к заведующей.
Как было сказано выше, возможность посещать специализированный детский сад стоит того, чтобы приложить определенные усилия. Во-первых, группы в специализированных садах значительно меньше, чем в обычных садиках, — 7-15 человек. Соответственно воспитатели уделяют детям больше внимания. А во-вторых, посещая специализированный детский сад, ваш ребенок получит именно то, что ему необходимо.
Есть у специализированных садиков и минусы, связанные с тем, что они не всегда находятся в зоне шаговой доступности. Иногда малыша приходится вести на другой конец города. Именно поэтому многие детские сады компенсирующего вида имеют круглосуточную группу. Однако не каждый родитель готов расставаться с малышом так надолго.
Одним словом, где плюсы, там и минусы. А что перевешивает, решать, разумеется, вам.
Специализированный детский сад: какой выбрать
Подобрать подходящий детский сад для ребенка – дело непростое, требующее кропотливого и тщательного подхода. Если родители ходят оздоровить своего ребенка, развить в нем творческие способности, научить свободно мыслить, заложить основу изучения иностранных языков или привить традиции национальной культуры, им понадобится специализированный детский сад. Обучение в таком саду рекомендовано также малышам с хроническими проблемами со здоровьем.
По направленности специализированные садики разделяются на следующие виды:
Детский сад общеразвивающего типа с приоритетным направлением
Это муниципальные или частные детские сады, направленные на физическое, интеллектуальное, познавательно-речевое или художественно-эстетическое развитие детей. Такие учреждения оборудованы физкультурным залом, бассейном, физиотерапевтическим кабинетом, музыкальным залом, изостудией, компьютерным классом, театральной студией, методическим кабинетом.
Детский сад оздоровительного (санаторного) типа
Такой садик подходит для часто болеющих, ослабленных детей, так как обладает целым рядом преимуществ. Дети находятся под постоянным наблюдением врача, в рацион питания включены витамины, кислородные и фито-коктейли. Проводятся различные физиотерапевтические процедуры, массаж, оздоровительные занятия в бассейне.
Однако сады этого типа не общедоступны. Чтобы попасть в это дошкольное учреждение, необходимо заключение врачебно-консультативной комиссии детской поликлиники.
Детский сад компенсирующего вида
Основным приоритетом детского сада компенсирующего типа является коррекция у ребенка определенного заболевания. Неоспоримым плюсом таких садов является наличие профессионального медицинского персонала. Работают эти учреждения по определенной программе, учитывающей особенности малышей, направленной на устранение симптомов болезни, обучение и адаптацию детей к обычной жизни.
Различают следующие виды компенсационных садиков для детей:
– с нарушением работы органов зрения,
– с нарушением работы органов слуха,
– с задержкой психического развития и интеллекта,
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
– с туберкулезной интоксикацией,
– логопедический (для детей с проблемами речи),
– ортопедический. В оздоровительном или компенсирующем детском саду ребенка будут не только учить по специальным программам, но и лечить, помогут адаптироваться настолько, чтобы, по возможности, малыш мог поступить в обычную школу и вести полноценный образ жизни.
Детский сад раннего развития ребенка
Цель детских садов с методиками раннего развития, работающих по авторским программам – возможность полноценного проживания ребенком своего детства, отсутствие давления со стороны взрослых, творчество, развитие личности.
Наиболее известные методики:
– методика Марии Монтессори,
– методика Николая Зайцева,
– методика игр Бориса и Елены Никитиных,
– методика Сесиль Лупан,
Подача знаний и обучение через игру, отсутствие строгих возрастных рамок в группах, небольшое количество детей, диетическое питание, раскованность обстановки, тесное взаимодействие родителей и детей – лишь малая часть преимуществ таких детских садов. В основном, дошкольные учреждения, работающие по авторским программам, частные (платные).
Детский сад языкового или национального типа
В детских садах языкового вида делается акцент на углубленный уровень обучения какому-либо иностранному языку или же на двуязычное преподавание. Как правило, занятия проводят профессиональные преподаватели, часто являющиеся носителями языка. Все пребывание в саду воспитанники находятся в языковой среде – занятия, игры и прогулки сопровождаются комментариями на изучаемом языке. Со временем дети и сами начинают общаться между собой и с преподавателями, используя иностранные слова. Так, детский сад с английским языком может стать отличным стартом в получении специального образования и открыть ребенку путь в школы и ВУЗы других стран.
Для сада национального вида обязательным является наличие национального компонента, такие учреждения, также как и языковые, дают возможность ребенку в дальнейшем обучаться в школах определенной страны. Принимают в эти сады, как правило, представителей определенной национальности.
Если родителям, по каким либо причинам не удалось подобрать детский сад с необходимой специализацией, выбор можно остановить на садике комбинированного типа, где наряду с обычными образовательными группами, будут группы необходимой направленности.
В хороший детский сад всегда существует очередь, поэтому приступать к выбору необходимо как минимум за год до предполагаемого поступления. К тому же, если вдруг выбранный вариант не устраивает, остается время на рассмотрение других.
Разобравшись в видах специализированных садиков, можно подобрать ребенку такое место, где его будут любить и уважать, где ему будет хорошо и спокойно, где он сможет гармонично расти и развиваться.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Информация, адреса, документы, отзывы .
Какие бывают детские сады.
Существующие детские сады подразделяются по направлениям и методам образования детей. В данном перечне представлены основные их виды и особенности проводимых в них занятий.
● Виды детских садов, их особенности
Детский сад
Дошкольное образовательное учреждение для пребывания ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Дети занимются общим развитием: изучают окружающий мир, знакомятся с основными навыками в быту, общению с другими детьми, готовятся к поступлению в школу.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Детские сады делятся по принадлежности на:
- муниципальные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
- домашние (семейные).
Деление детских садов по специализации:
- общеразвивающего вида;
- центры развития детей;
- сад компенсирующего вида;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад оздоровительного типа
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа — детский сад»;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
- центр развития ребенка — детский сад;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
В детских садах дети распределены на группы согласно их возраста и особенностей развития.
Детский сад общеразвивающего вида
— само название говорит о специализации детского сада — всестороннее развитие ребенка.
У таких садов могут быть разные приоритетные направления, такие как:
- физическое,
- интеллектуальное,
- художественно-эстетическое развитие
Детский сад компенсирующего вида
— Специализация — коррекция при определённых отклонениях, как психического, так и физического развития ребёнка.
Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.
Группы в таких детских садах формируются из детей, испытывающих выраженные трудности в освоении обычных общеобразовательных программ согласно возрасту. Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида — помощь детям в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья.
Показания для посещения детского сада компенсирующего вида:
- заболевания, связанные с ухудшением зрения;
- проблемы слуха;
- заболевания, нарушающие функции опорно-двигательного аппарата;
- проблемы с психологическим равновесием (нервозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность);
- дефекты речи.
Помимо перечисленных показаний, направление в группы могут выдаваться детям часто болеющим острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРЗ) и ослабленной иммунной системой.
В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Детский сад комбинированного вида
— В состав такого заведения входят компенсирующие, общеразвивающие и оздоровительные группы, причём в абсолютно разных сочетаниях.
Детский сад оздоровления и присмотра
— приоритет деятельности — выполнением профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур, а также других мероприятий, направленных на вышеуказанные цели.
Дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка»
– это специализированный детский сад, в котором осуществляется психологическое, в том числе и физическое развитие, оздоровления и коррекции воспитанников.
Именно в таких центрах чаще всего бывают физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, детский театры и т.д.
Многие детские сады имеют специализированные группы:
— группы подготовки к общеобразовательной школе;
— группы подготовки к начальной школе;
— дошкольные группы от центров образования;
Дошкольная группа «Центра образования»
Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы:
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего образования
- программы профессиональной подготовки обучающихся
- дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
Подготовка к школе особенных деток: что такое детский сад компенсирующего вида и кому он подходит?
Существуют разные виды детских садов: комбинированные, компенсирующие, общеобразовательные. Какое заведение лучше посещать, может подсказать педиатр.
Детский сад компенсирующего вида, что это значит понимают далеко не все родители. Поэтому, если врач рекомендует отправить малыша в такое учебно-воспитательное учреждение, у родителей может возникнуть ряд вопросов.
Что это значит?
Детский сад компенсирующего вида – это тип учреждения, которое специализируется на подготовке малышей к поступлению в школу.
Особенность заключается в том, что используются образовательно-воспитательные программы, адаптированные под детей с физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья.
Обучение предполагает проведение реабилитационных занятий. Благодаря грамотно разработанной программе, удается устранить нарушение или уменьшить его выраженность.
Занятия проходят с использованием методик, разработанных для каждого типа нарушения. Это позволяет обеспечить правильное развитие ребенка с особыми потребностями. К каждому малышу подбирается индивидуальный подход.
Кому подходят компенсирующие группы?
Сделать заключение о том, надо ли малышу посещать компенсирующий садик, может комиссия врачей после проведения обследования.
Многие родители переживают, когда их детям рекомендуют посещать учебно-воспитательное учреждение оздоровительного типа. Они думают, что там находятся только умственно отсталые и физически неполноценные дети.
На самом деле в компенсирующих садиках есть разные группы. Туда могут отправлять детей с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют респираторными патологиями, простудами. Если такой ребенок начнет посещать обычный садик, то он будет постоянно болеть и пропустит больше половины занятий. В результате, нормально подготовить его к обучению в школе не получится.
В компенсаторные детсады также направляют таких малышей:
- с нарушением слуха. Такой ребенок не сможет освоить дошкольную программу вместе с теми детьми, которые хорошо слышат;
- с наличием патологий опорно-двигательного аппарата. Такие малыши требуют помощи при передвижении, постоянного контроля со стороны воспитателя. Для них могут разрабатываться индивидуальные занятия;
- у которых имеются проблемы с психологическим равновесием. В эту категорию входят агрессивные, легко возбудимые, раздражительные, нервозные дети. Также сюда относятся малыши, которые тяжело адаптируются к новым условиям, испытывают страх и стеснение перед незнакомыми людьми;
- с серьезными проблемами со зрением, которые не дают освоить общеобразовательную программу;
- с дефектами речи. Такие дети не могут нормально общаться с окружающими. Обучение в компенсирующем садике проходит с логопедом;
- у которых имеются проблемы с концентрацией внимания, памятью;
- с отклонениями на уровне интеллекта;
- которые имеют заболевания желудка, кишечника, эндокринной системы (язва, сахарный диабет). В компенсирующем детсаду для них подбирается специальное меню и правильный режим питания.
У детей, которые учились в компенсирующем садике, могут возникать проблемы при оформлении в обычную школу.
Как попасть в специализированный садик?
Чтобы попасть в специализированный садик, необходимо пройти медкомиссию и получить заключение о том, что малыш действительно не способен обучаться в обычном дошкольном заведении.
Ребенку потребуется посетить таких врачей:
- психолога;
- окулиста;
- отоларинголога;
- психиатра;
- невропатолога.
Направить на консультацию к узким специалистам может педиатр детской поликлиники.
С выданной справкой нужно посетить психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты решат, необходимо ли направлять малыша в компенсирующий садик или он может обучаться в обычном ДОУ. Как правило, в дошкольные заведения подобного типа оформляют детей с 3-5 лет. Многое зависит от того, какие нарушения имеет человек.
Если психолого-медико-педагогическая комиссия признала, что малыш нуждается в специализированной дошкольной подготовке, то выдается заключение соответствующего содержания. С этим документом следует отправиться к заведующему ДОУ.
Основанием для посещения детского сада компенсирующего вида является результат медкомиссии
Для оформления в детсад дополнительно потребуются такие документы:
- свидетельство о рождении;
- фотография малыша;
- паспорт родителей.
Какие специалисты работают с детьми?
В ДОУ компенсирующего типа есть обслуживающий персонал: повар, нянечка, подсобные рабочие. Занятия с детьми проводят специалисты разных сфер. Все зависит от того, какие группы действуют в детсаду.
Как правило, в компенсирующих дошкольных заведениях есть:
- логопед. Помогает избавить малыша от речевых дефектов;
- психолог. Работает с агрессивными, замкнутыми детьми. Выявляет причину психологических нарушений и пытается ее устранить. Учит адаптироваться к новым условиям, жизни в социуме;
- методист. Работает с семьей, разрабатывает план и программу занятий;
- реабилитолог. Проводит утреннюю зарядку, массаж, устраняет дефекты физического развития;
- музыкальный руководитель. Организовывает развлечения, досуг. Проводит музыкотерапию, музыкальные занятия;
- диетолог. Разрабатывает рацион для детей с особыми потребностями;
- терапевт. Контролирует общее состояние здоровья малыша;
- иммунолог. Занимается решением проблемы слабых защитных сил организма;
- аллерголог. Работает с детьми, у которых наблюдается непереносимость определенных лекарств, продуктов.
День ребенка, специалисты организовывают таким образом, чтобы усвоение дошкольной программы сочеталось с корректировкой физических либо психологических нарушений.
Видео по теме
Как выбрать хороший садик для ребенка:
Компенсирующий садик следует посещать детям, которые имеют медицинские показания: слабый иммунитет, нарушения опорно-двигательного аппарата, речевые дефекты и т.п.
Для оформления в специализированное учреждение придется пройти ряд этапов. В таком заведении подготовка к учебе сочетается с коррекцией существующих физических и психологических нарушений.