32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для глаз по методике базарного

Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного

Учебный процесс в современной школе организован не совсем рационально и он требует от учеников большой отдачи физической и психической энергии. Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Как же можно сберечь здоровье и зрение учеников?

Специалистами разработаны методики и рекомендации для борьбы со зрительным переутомлением и «школьными» болезнями. Причем некоторые из них не только дают профилактический эффект, но и помогают ученикам улучшить зрение, сберечь здоровье и даже повысить успеваемость в школе. Одна из таких методик разработана профессором В.Ф. Базарным.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Чтобы избежать проблем со зрением и сберечь здоровье детей, В.Ф. Базарный предложил проводить уроки так, чтобы максимально уменьшить утомляемость и напряженность учеников в процессе учёбы.

По методике Базарного школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Кстати, если у вас есть возможность, можете проверить, насколько повысится работоспособность, если использовать конторку вместо стола на рабочем месте (или дома).

С целью уменьшения зрительного напряжения на уроках, проводимых по методике Базарного, школьники получают зрительную информацию не только из книг, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах класса таблиц, ярких картинок, цветных схем и подвижных дидактических материалов.

Вот видео о том, как происходит учебный процесс в школе по методике Базарного:

Особую роль в профилактике зрительного утомления на уроках играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен классной комнаты:

Этот тренажер можно использовать не только в школе, но и дома или в офисе. Если вы длительное время работаете с бумагами или за компьютером, вы можете делать паузы (например, каждый час), чтобы поработать с тренажером В.Ф. Базарного для уменьшения зрительного утомления.

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры как на рисунке выше. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения. Для упрощения восприятия каждая зрительная траектория имеет свой.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя .

Эффект снятия зрительного напряжения при занятиях на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

1) только глазами при неподвижной голове и туловище;

2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.

Если у вас нет возможности сделать себе зрительный тренажер, можете заниматься, используя эту онлайн-презентацию глазной гимнастики Базарного:

Подсказка: чтобы запустить презентацию, нажмите последовательно кнопки и .

Если вы хотите работать с презентацией на своем компьютере без подключения к Интернет, скачайте по этой ссылке презентацию в формате PowerPoint.

Читать еще:  Причины повреждения зрительного нерва

Вы можете повысить эффективность профилактики близорукости по методу В.Ф. Базарного, если дополнительно воспользуетесь рекомендациями по уменьшению зрительного напряжения при работе за компьютером.

Берегите свои глаза и не доводите их до усталости!

P.S. Смотрите видео, поднимающее настроение:

Тренажеры для глаз

Бывает так, что человеческий организм дает сбой и один орган не работает полноценно. На протяжении жизни зрение человека меняется и может ухудшаться от естественного старения, но если нет сложных заболеваний, его можно улучшить в детстве, а в пожилом возрасте поддерживать.

Своевременная профилактика зрения а также применение тренажеров для глаз позволит поддерживать глаза в хорошей форме и долгие годы радоваться жизни и окружающему миру.

Тренажеры для глаз представляют собой специальные приспособления для улучшения работы глаз или восстановления зрения. Простейшие тренажеры – перфорированные очки, помогают расслабить глаза после напряженной работы и со временем восстановить, если не полностью, то 2-3 диоптрии вполне возможно.

Более сложные тренажеры очки — тренажеры выполнены в форме шлема, работают от электричества и выполняют дополнительные функции массажа головы, зоны лба и лица. Такой тренажер рекомендуют не только офтальмологи, но и невропатологи и даже косметологи.

Назначение тренажеров для зрения:

  • снимают усталость после напряженной работы;
  • снижают темп возрастных изменений;
  • улучшают кровообращение вокруг глаз;
  • улучшают сон.

Выпускается более 100 видов тренажеров для улучшения и восстановления зрения, не все они полезны. Перед покупкой рекомендуется получить консультацию у доктора, обязательно изучить инструкцию по использованию и противопоказаниям.

Очки-тренажеры для глаз

Очки-тренажеры для глаз выпускаются в виде обычных очков в классической оправе с черным пластиком, вместо стекол. Вся поверхность пронизана отверстиями в определенном порядке. Кто надевает очки впервые, удивительно отмечают, что прекрасно обходятся без стекол с диоптриями.

Отверстия в линзах не простые: конические и цилиндрические. Количество дырочек зависит от модели, в некоторых линза полностью покрыта отверстиями, в других в определенном порядке. Качество это не изменяет.

После надевания очков-тренажеров, меняется восприятие света и его резкости. Перфорация способствует правильному распределению нагрузки на, заставляя работать полностью глаз.

  • возрастных изменениях;
  • трудной работе, когда глаза долго были напряжены;
  • начальной стадии катаракты, строго после консультации с офтальмологом;
  • астигматизме, миопии и амблиопии.

Носить рекомендуется до 2х часов в день. Можно разбить на 3-4 раза, на пример утром 30 минут, а днем и вечером по 1 часу. В очках сложно сфокусироваться на сложной зрительной работе, лучше выполнять, то что вы хорошо и уверенно делаете без очков: готовите пищу, смотрите телевизор, работаете в саду.

Противопоказаниями считаются сложные заболевания глаз, головные боли, внутричерепное давление. В любом случае, если в очках некомфортно их не следует носить.

Тренажер для глаз Базарного

Российский ученый В. Ф. Базарнов долгие годы изучал здоровье глаз школьников и разработал уникальный тренажер. Его можно изготовить своими руками, а при длительном использовании обходиться и без него.

Офтальмологи отмечают хорошее действие тренажера. Также его высоко оценили нейропсихологи. Работа с тренажером ежедневно повышает оценки в школе, детки начинают лучше концентрироваться над заданиями, лучшее соображать в логических задачах.

Сам тренажер для глаз Базарного представляет собой рисунок на стене или потолке из 3 разноцветных линий. В центре крупная горизонтальная восьмерка или знак бесконечности, например зеленого цвета. Вторая линия овальная, чуть больше восьмерки, зеленого цвета. Третья линия полностью повторяет вторую, чуть больше диаметром и красного цвета.

Часто эти три фигуры наносят на стандартный лист ватмана. На стену или потолок крепится так, чтобы пациент мог стоя рассмотреть все линии. Находят точку, от которой начинает глазами повторять восьмерку, затем оба овала. Маленьким деткам сложно сконцентрироваться и не потерять линию, можно помогать себе пальцем, ручкой или указкой.

Противопоказаний нет, если только не общее плохое самочувствие. Обычно все с удовольствием делают упражнения. Рекомендуется делать каждый день по 1 подходу 20 раз по каждой линии, или перед сложной работой, где необходима концентрация.

Гимнастика для глаз Лазаревой

Людмила Лазарева носила очки с детства и страдала набором глазных заболеваний. Став взрослой, начала искать методы по облегчению состояния. Со временем зрение восстановилось, а упражнениями Людмила делится со всеми.

Гимнастика для глаз Лазаревой начинается с массажа, используются подручные средства, потом гимнастика для глаз, которую можно посмотреть на видео ниже. Людмила ведет свой видео-канал, проводит регулярно вебинары и продаёт курс. На протяжении всего курса она совместно с пациентом проводит все упражнения и доводит до хороших результатов.

Тренажер для глаз Лечи-Играй

Тренажер для глаз Лечи-Играй подходит для всех членов семьи, и даже лучше когда все от детей до бабушек тренируются на одном тренажере. Разработан детскими офтальмологами с инженерами в научном институте. Простой в обслуживании, при регулярных тренировках показывает хорошие результаты. Рекомендован при многих глазных нарушениях: миопия, косоглазие, астигматизм.

Читать еще:  Стрелки увеличивающие глаза

Тренажер представляет собой трубочку, похожую на популярную игрушку калейдоскоп. Вся тренировка проходит за 2-3 минуты на каждый глаз, можно делать несколько раз в день. Главное сделать все тренировки регулярными и результат обязательно будет.

Порядок работы с тренажером:

  • предварительно нужно сделать гимнастику для глаз;
  • включить тренажер
  • трубку держим в правой руке, окуляр левой. Отодвигаем дальнюю трубку и смотрим на дальний объект, например картину на стене или цветок на окне. Потом переходим к ближайшему предмету, любой игрушке на столе, при этом поворачивая окуляр вокруг своей оси.
  • повторять 3-5 раз.

Тренажер для глаз Бейтса

Метод восстановления зрения предложен американским врачом-офтальмологом Бейтсом помогает восстанавливать зрение уже 100 лет. Методика временами запрещалась, врачи доказывали не эффективность. Но многие успешно применяют тренажеры для глаз Бейтса и довольны своими результатами.

Тренажер Бейтса представляет собой очковую оправу, в стекла, которых вставлены светодиоды. С наружной стороны прикреплены провода и пульт управления. Пациент надевает очки, включает тренажер и начинается лечение световыми импульсами. Аппарат имеет несколько режимов работы, сеанс длится 15 мин, таймер находится в самом аппарате и по истечении времени отключается.

Тренажер тщательно закрепляется не только на переносице, а полностью на голове. Глаза обязательно закрыты, тело расслаблено и обязательно в удобной позе. Во время работы массажера, у пациента нормализуется внутричерепное давление, снимается утомление глаз, повышается острота зрения.

Тренажеры для глаз при амблиопии

Лечение необходимо начинать в детстве, пока глаз растет. При амблиопии (ленивые глазки) основное лечение направлено на тренировку глазных мышц. Дополнительно офтальмологи назначают коррекцию специальными линзами.

Диагностируется амблиопия на специальном приборе рефрактометре, доктор определяет степень искаженности линий и назначает физиотерапию и очки. Проблема амблиопии в том, что каждый глаз видит картинку по-разному, один из распространенных вариантов – правый не видит параллельные полосы, левый вертикальные.

Компьютерная программа «ЕУЕ»

Компьютерная программа «ЕУЕ» предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. Разделения полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков. На экране появляются изображения, мышкой выполняются задания, глазки работают.

Офтальмолог назначает 10-15 сеансов, которые рекомендуется повторять каждые полгода. Программу можно установить на домашний компьютер, но тут главное не переусердствовать, при длительных занятиях можно навредить.

Методика Гончаровой-Кюпперса

Если дома компьютера нет, а клинику посетить не всегда удобно, можно ознакомиться с методикой Гончаровой-Кюпперса. Потребуется темная комната и электрическая лампочка мощностью 60 ватт. и светонепроницаемая бумага. Вырезается кружок, немного меньше 1см., наклеивается на лампу. Можно сделать каплю строительной краской красного цвета.

Человек садится в темной комнате, один глаз плотно закрывается повязкой. На расстояние 50-60 см. смотрит на кружочек светонепроницаемой бумаги включенной лампы в течение 20-30 сек, далее взгляд переносится на белый лист бумаги. Каждая процедура выполняется по 3 подхода на каждый глаз. Делать упражнения рекомендовано 1 раз в день, в течении 1-3 месяцев или каждый месяц по 12-14 дней.

Засветы

Еще один похожий метод, офтальмологи называют «засветы». Лампа мощностью 100 ватт. помещается в мешок или колпак черного цвета из плотной ткани. Саму лампу можно покрасить в красный цвет или надеть пленку. В центре вырезается кружок диаметром 3-5см.

Расстояние между пациентом и лампой 40 см. Человек смотрит на лампу 20-30 сек, затем выключает свет на 3-5 сек, и вновь засвет. Выполняется 1 раз в день, в течение 3 месяцев.

Тренажер для глаз на компьютере

Современные гаджеты не только могу ухудшить зрение, но также могу помочь глазам отдохнуть. Существует ряд различных офтальмологических приложений для смартфонов которые предназначены для расслабления и отдыха глаз.

Также существует ряд графических программ для зрения и на компьютера. Пациента усаживают напротив монитора и включают специальные программы.

Одной из наиболее распространенных тренажеров для глаз на компьютере считаются иллюзии, повторяющиеся рисунки и бесконечные лабиринты. Пациент должен наблюдать за центром экрана, не отвлекаться. Занятие часто сильно расслабляет пациента, маленькие детки могут заснуть около монитора.

Тренажеры-массажеры для глаз

Тренажер представляет собой мощные очки, которые хорошо прикрепляются к голове и массируют большую область вокруг глаз. Зона прикосновения к глазам, снабжена дополнительными массажными щупальцами. Между ними находятся магниты, прибор дополнительно оказывает стимуляцию магнитотерапией.

Массажеры подключаются к сети и имеют пульт управления. Часто в приборах заложен таймер, процедура должна длиться не более 15 мин. После включения начинается слабая вибрация. Перед сеансом лучше принять удобную позу, с прибором ходить нельзя, да и расслабляться, лучше всего полулежа.

Читать еще:  Причины снижения зрения у детей

Польза и вред тренажеров для глаз

Среди пациентов и офтальмологов ведутся споры на тему пользы и вреда тренажеров для глаз. Врачи достаточно широко используют тренажеры в детской терапии восстановления зрения. Физиокабинеты есть в каждом глазном диспансере и в комплексном лечении всегда применяются эти методы курсом.

Обычно на курс предлагаются витамины, препараты, улучшающие головное кровоснабжение и работу сосудов. Лечебная гимнастика и большой курс занятий на тренажерах. В восстановлении зрения у детей это дает хорошие результаты. Между курсами многим назначают окклюзию – закрытие по очереди глаз.

При регулярном лечении, а это обычно каждые полгода, терапия дает хорошие результаты. Но со временем, когда глаза выросли, замедляется и восстановление зрения. Взрослые окулисты назначают совсем другое лечение, часто это хирургическое вмешательство.

Для поддержания результатов и рекомендуется использовать тренажеры и гимнастику для глаз. Какой лучше выбрать? Обязательно посоветуйтесь с офтальмологом. Разговоры о том, что тренажеры не помогают именно в том, что аппарат выбран неверно или используется не корректно.

Использование методики Базарного – основа воспитания здорового дошкольника

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск
Назначение работы: данная публикация предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по использованию технологий В.Ф.Базарного. Методика направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

Цель: формирование физически здоровой личности.
Задачи:
• совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность УВП в группе своих воспитанников стало моей первоочередной задачей.

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка я отдала приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания».
Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы — сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Здоровьеохранительные и здоровьесберегающие принципы, конструирование учебно-познавательной деятельности в детском саду предусматривают:
С того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти дети, как правило, с нарушенной осанкой.
Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок.

Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло.

Экологический букварь — это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.
Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector