2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как возникает патология

ПАТОЛОГИЯ

ПАТОЛОГИЯ, раздел медицины, изучающий природу и причины болезней, а также вызываемые ими структурные и функциональные изменения. Исследования в области патологии проводятся в рамках почти всех медицинских дисциплин, но в первую очередь патологической анатомии, включая патоморфологию, и патологической физиологии. Патологию обычно разделяют на общую и частную. Общая патология исследует основные процессы, вызывающие болезнь и определяющие ее развитие; предмет частной патологии – изучение отдельных заболеваний. Следует отметить, что словом «патология» обозначают также любое отклонение от нормы.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Античные представления о болезни.

Человек несомненно размышлял о природе болезни с древнейших времен. Однако не только в первобытном обществе, но и в развитых древних цивилизациях Египта, Месопотамии и Персии болезнь оставалась таинственным событием, вызывавшим к себе религиозное отношение. Научный подход к проблеме впервые отразился в трудах школы Гиппократа (4 в. до н.э.). Ученые Древней Греции и Рима оставили множество отличных описаний внешних признаков болезней и травм, и сами такие описания впервые возникли в рамках научной патологии; однако без вскрытия трупов, конечно, невозможно было продвинуться дальше. Античные авторы допускали существование четырех жидкостей (крови, флегмы, желтой и черной желчи), четырех элементов (воздуха, воды, огня и земли) и четырех качеств (тепла, холода, влажности и сухости), которые все были связаны между собой. Так, кровь считалась теплой и влажной, как воздух; флегма – холодной и влажной, как вода; желтая желчь – теплой и сухой, как огонь; а черная желчь – холодной и сухой, как земля. Правильное сочетание жидкостей во всем теле и отдельных его частях обеспечивало здоровье; неправильное – порождало соответствующую болезнь.

Расцвет патологической анатомии.

Теория четырех жидкостей торжествовала до конца Средних веков, когда с общим пробуждением интереса к физическому миру, характерным для эпохи Возрождения, основным методом исследования стало вскрытие и препарирование трупов. Везалий (1514–1564), прославившийся в основном исследованиями и рисунками нормального строения тела, интересовался и многими отклонениями от нормы, а такие ученые, как Ж.Фернель из Амьена и М.Донатус из Мантуи, своими описаниями посмертных изменений положили в 16 в. начало современным структурным представлениям в области патологической анатомии. Многочисленные вскрытия, проводившиеся на протяжении последующих двух столетий во всей Европе, и все бóльшая точность наблюдений ученых позволили получить массу патологоанатомических сведений, к которым впоследствии немногое удалось добавить. Среди анатомов того времени выделялись У.Гарвей (1578–1657), прославившийся открытием кровообращения; К.Тульп из Амстердама (1593–1674), которого обессмертил Рембрандт картиной Урок анатомии доктора Тульпа; и Дж.Морганьи (1682–1771), выдающийся анатом падуанской школы.

Роль Вирхова.

На протяжении 18 в. и первой половины 19 в. многие энергичные и выдающиеся исследователи заполняли пробелы и добавляли новые штрихи к изучению болезней. Однако не было ни новой концепции, ни общей идеи, которая явилась бы основой для дальнейшего продвижения вперед, пока в 1858 не вышел труд Р.Вирхова Целлюлярная патология. Уже поколения ученых пользовались микроскопом, а ботаник М.Шлейден (1804–1881) и анатом Т.Шванн (1810–1882) успели опубликовать свое учение о клетке как структурной основе всего живого, но вирховский постулат «всякая клетка из клетки», означавший, что только сами клетки являются теми живыми образованиями, которые воспроизводят друг друга, и все они возникают из других клеток, прозвучал как нечто совершенно новое. Вирхов подверг критике существовавшие мистические представления о природе болезней и показал, что болезнь тоже проявление жизни, протекающее, однако, в условиях нарушенной жизнедеятельности организма. Ученый применял свою концепцию к объяснению процессов воспаления, роста опухолей и практически ко всем другим областям патологии, поистине совершив революцию в умах патологов (см. также ВИРХОВ, РУДОЛЬФ ЛЮДВИГ КАРЛ).

Инфекционная патология.

Вторая половина 19 в. прошла также под знаком идей Л.Пастера (1822–1895) о бактериальных причинах болезней. В течение относительно короткого периода было обнаружено множество микробов – возбудителей отдельных инфекционных заболеваний. Представление о том, что их причиной служит проникновение в тело чужеродных организмов, позволило выяснить причины и тех заболеваний, которые вызываются более крупными (небактериальными) паразитами.

СОВРЕМЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ

Методы общей патологии.

Как и другие естественные науки, патология использует два метода: описательный и экспериментальный. Только их сочетание позволяет понять феномен болезни. Современная патология базируется на вскрытиях. Посмертное исследование внутренних органов, выявление тех структурных изменений в них, которые сопровождают многие заболевания, дают возможность понять саму болезнь. Знания анатомических отклонений от нормы самого по себе может быть достаточно для объяснения механизма функциональных нарушений, проявляющихся объективными признаками и субъективными симптомами болезни. Однако для окончательного решения проблемы нередко приходится воспроизводить аналогичные заболевания в экспериментах на животных, тем более что такой подход позволяет более точно установить причину болезни. Если отклонения от нормы, обнаруживающиеся в органах или тканях в результате болезни или повреждения, удается воспроизвести с помощью воздействий, которые предположительно играют причинную роль, то можно сделать вывод, что именно эти факторы и являются причиной данных изменений. Значение комбинированного подхода, включающего наблюдение и эксперимент, для выяснения причины болезни хорошо иллюстрирует история изучения туберкулеза. Эта болезнь имеет различные проявления и поражает различные органы; в результате несмотря на то, что многие авторы на основании посмертных исследований составили прекрасные описания ее разнообразных форм, долго не удавалось понять, что все эти формы отражают общий процесс и вызваны одной и той же причиной. Единство различных свойственных туберкулезу изменений удалось установить благодаря применению микроскопа и вирховской концепции клеточной патологии. Р.Кох (1843–1910) сделал важнейший шаг вперед, обнаружив постоянное присутствие туберкулезной палочки в пораженных тканях. Затем он дополнил это наблюдение экспериментом: выделил микроб из тканей, отделил от других микроорганизмов и ввел восприимчивому к туберкулезу животному. В очагах этой искусственно вызванной болезни вновь обнаруживалась та же палочка. Необходимость такой последовательности действий для подтверждения причины инфекционного заболевания получила название «постулатов Коха».

Частная патология.

Задача общей патологии – выявление основных закономерностей патологических процессов путем наблюдения и экспериментов. Частная патология использует полученные таким образом знания для установления точного диагноза в каждом отдельном случае. Патолог (патологоанатом, патоморфолог) регистрирует видимые изменения тканей и органов и исследует их под микроскопом для выявления морфологических (гистологических) изменений. Так исследуются ткани, удаленные при хирургической операции, а также ткани умерших людей.

Лабораторная клиническая диагностика.

Для диагностических исследований используются ткани и биологические жидкости живых людей. Эти исследования включают анализы мочи, кала, мокроты, крови (включая кровяные клетки всех типов и изучение клеток костного мозга), бактериологические анализы, пробы на беременность, определение химического состава крови, изучение функции таких органов, как почки и печень, исследования обмена веществ, паразитологические, микологические (при грибковых заболеваниях) и радиоизотопные исследования. См. также МЕДИЦИНА; ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА.

Как возникает патология

Патология как наука, ее задачи и методы исследования

Pathos – болезнь, страдание; logos – наука

Патология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезни. Предметом ее исследования является больной человек.

Патология объединяет 2 науки: патологическую анатомию и патологическую физиологию.

Патанатомия — исследует нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма. Методами исследования патанатомии являются:

Вскрытие трупов умерших больных для выяснения тех изменений в органах, которые были вызваны болезнью, а также для установления причин смерти. По результатам вскрытия составляется патанатомический диагноз.

Прижизненное исследование кусочков органов больного – биопсия. Хирургическая биопсия позволяет взять фрагмент (кусочек) органа во время операции;пункционная биопсия – прокалывание органа иглой и взятие частиц тканей (костного мозга, печени). Анализируя с помощью микроскопа, патологоанатом ставит прижизненный клинический диагноз заболевания. Биопсия позволяет выявить болезнь на ранних этапах развития, когда еще нет четких симптомов.

Патфизиология – изучает функциональные расстройства в организме на разных этапах развития болезни. Это экспериментальная наука, поэтому ее ведущим методом исследования является моделирование на животных болезней, близких к заболеваниям человека. Любое лекарственное средство, прежде чем оно будет использовано в клинике, проходит испытание на животных.

Патология включает два раздела – общую и частную патологию.

Читать еще:  Воспаление слезного канала что это

Общая патология изучает типовые патологические процессы, лежащие в основе многих болезней: дистрофию, некроз, атрофию, опухоли, нарушение кровообращения, гипоксию, воспаление.

Частная патология изучает конкретные болезни разных органов.

Патология позволяет раскрыть сущность болезни, ее клинические проявления, указать направление профилактики и лечения болезней. Поэтому патология является теоретической основой клинической медицины.

Патология обязательно изучает причины возникновения болезни и механизмы развития болезни т.е. этиологию и патогенез болезни.

Этиология — это учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней. Причины могут быть самыми разнообразными:

— биологические: бактерии, вирусы, простейшие, грибки;

— механические: травмы, переломы, ушибы, ранения;

— физические: действие электрического тока, температуры (ожоги, отморожения), ионизирующая радиация;

— химические: ядовитые газы, кислоты, щелочи, передозировка лекарств;

— алиментарные: переедание, употребление сильно горячей или сильно холодной пищи, жирной или недоброкачественной пищи;

— психические: воздействие на центральную нервную систему в виде острых или хронических стрессовых травм;

— генетические: наследственные нарушения в хромосомах.

Каждая болезнь имеет свою, только ей свойственную причину. Установление этиологического фактора, способствующего развитию болезни, необходимо для разработки эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления населения.

Профилактика – широкая и разносторонняя сфера деятельности по выявлению причин заболеваний, их искоренению среди отдельных людей или групп населения. Первичная профилактика направлена на непосредственную причину заболевания, ее устранение. Вторичная профилактика – когда меры защиты направлены на условия, способствующие развитию уже возникшего заболевания.

Патогенез – учение о механизмах развития, течения и исходах болезней.

Патогенез отражает сущность повреждений, возникающих на разных уровнях жизнедеятельности организма и процессы выздоровления или смерти больного. Изучение патогенеза сводится к изучению патогенетических факторов болезни, т.е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на действие главного этиологического фактора. Этиологический фактор действует как пусковой механизм развития болезни.

Патогенез заболевания начинается с какого – либо повреждения или «разрушительного процесса» (И.М.Сеченов) клеток в какой- то части организма. В одних случаях повреждение может быть грубым, хорошо различимым невооруженным глазом (травмы, увечья, раны). В других случаях повреждения незаметны без применения специальных методов обследования (повреждения на молекулярном уровне). Продукты повреждения тканей могут стать источниками нового повреждения в ходе развития болезни т.е. новыми патогенетическими факторами. Изучение патогенеза имеет большое практическое значение. Зная патогенез болезни, можно успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья процесса при помощи лекарственных средств или оперативных вмешательств или каких-то специальных методов лечения.

Здоровье и болезнь

Здоровье и болезнь являются проявлением жизни организма. И в здоровом и в больном организме протекает обмен веществ, происходит связь организма с окружающей средой, действуют защитно-приспособительные реакции, направленные на сохранение жизни.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Для здорового организма характерно:

1.поддержание хорошей адаптации организма к меняющимся условиям жизни;

2.сохранение целостности организма;

3.сохранение трудоспособности организма.

Физиологической мерой здоровья является норма гомеостаза.

Болезнь – это особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем разными повреждающими факторами, нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.

Признаки болезни называются симптомы, например, кашель – симптом бронхита, жажда – симптом сахарного диабета. Симптомы складываются из жалоб больного, а также из результатов его обследования.

При действии на организм патогенных факторов, могут возникать различные реакции организма.

Патологическая реакция – это кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие фактора внешней или внутренней среды. Например, при отравлении недоброкачественной пищей происходит рвота, тошнота.

Патологический процесс – это сочетание патологических реакций и защитно-приспособительных реакций в поврежденных органах или в организме. ПП проявляется нарушением структуры органов, метаболизма и функциональными расстройствами. Например, воспаление, отек, опухоли. Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею, т.к. болезнь зачастую является комбинацией нескольких патологических процессов. ПП может не сопровождаться снижением приспособляемости организма и ограничением трудоспособности.

Патологическое состояние – это медленно (вяло) текущий патологический процесс. Патологическое состояние может возникнуть в результате ранее перенесенного заболевания. Например, рубцовое сужение пищевода после ожоговой травмы или ампутации конечности. Патологическое состояние является как бы итогом закончившегося патологического процесса, в результате которого стойко изменяется структура органа, а значит орган не может нормально функционировать. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в болезнь.

Формы и стадии развития болезни

Заболевания могут протекать в следующих формах: острейшая форма – до 4 дней, острая форма – около 5 – 14 дней, подострая форма – 15 – 40 дней, хроническая форма – длится годами. Эти временные границы достаточно условны, поэтому проще можно сказать, что острейшее течение – это дни, острое – недели, подострое – месяцы, хроническое – годы.

Различают следующие стадии болезни:

Латентный (скрытый) или инкубационный период, характеризуется воздействием болезнетворного фактора и защитными реакциями организма,когда человекеще не знает что заболел, видимых симптомов нет. Но организм мобилизует защитные механизмы, иммунитет, направленные на борьбу с патогенным фактором. При достаточно высокой активности защитных механизмов, патогенный фактор уничтожается и болезнь не развивается. В случае недостаточности этих механизмов, болезнь переходит во вторую стадию. Длительность латентного периода может быть как очень короткой, так и очень длинной – недели, месяцы и даже годы.

Продромальный период характеризуется появлением симптомов, общих для многих болезней: слабость, недомогание, головная боль, снижение аппетита, чувство усталости.

Период разгара болезни характеризуется появлением специфических симптомов данной болезни. В этот период могут возникать осложнения болезни.

Исходы болезней характеризуются: 1- выздоровление, 2-возобновление болезни – рецидив, 3-затяжное течение и переход в хроническую форму, 4-смерть.

Выздоровление – это процесс восстановления нарушенной жизнедеятельности. При полном выздоровлении в организме не остается расстройств, бывших при болезни, все функции восстанавливаются до нормы и следов болезни не остается.

При неполном выздоровлении патогенный фактор полностью не уничтожается и возможно повторение, обострение болезни – это называется рецидив. В организме присутствуют остаточные явления в виде нарушения структуры и функции органов. Болезнь приобретает затяжное, хроническое течение. Многие хронические заболевания протекают в виде рецидивов – обострений, которые чередуются с периодами неполного выздоровления – ремиссиями (временное улучшение состояния больного). Продолжительность ремиссии может быть от нескольких дней, недель, месяцев или лет. И в этом случае болезнь может завершиться инвалидностью или потерей трудоспособности или смертью.

Часть 1. Предмет патологии. Учение о болезни

I. Предмет патологии.

Патология (общая патология)— учение о болезни, объединяет патофизиологию и патологическую анатомию, является фундаментом медицины. Термин «патология» часто употребляется для обозначения нарушений жизнедеятельности и болезней. В этом смысле термины «патологический» и «болезненный» идентичены.

Патофизиология— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода болезней. Патофизиология изучает причины и условия возникновения болезней (этиоло­гия), механизмы их развития (патогенез) и выздоровления (саногенез).

Составные части патофизиологии:

1. Общая патофизиология (включает нозологию — общее учение о болезни, об­щую этиологию и общий патогенез заболеваний и раздел — типовые патологиче­ские процессы).

2. Частная патофизиология органов и систем.

3. Клиническая патофизиология — прикладная дисциплина, занимающаяся ис­
пользованием патофизиологических закономерностей в клинических условиях для интер­
претации данных лабораторных и инструментальных исследований.

Патологическая анатомия— раздел патологии, изучающий структурные (морфо­логические) проявления болезней. В практической медицине врач-патологоанатом иссле­дует трупы умерших с целью определения причины болезни и смерти.

//. Современное понятие нормы и здоровья.

В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова норматрактуется, как стандарт, типичный вариант, идеальный образец. Патология обычно рассматривается как противо­положность нормы. В медицине существует три основных подхода к определению нормы.

1. Среднестатистическая норма основывается на установлении статистически­ми методами средних величин различных показателей, характерных для здоровых. Таким путем получены нормальные значения артериального давления, пульса, массы тела, кон­центрации глюкозы в крови, содержания в крови эритроцитов и лейкоцитов и других по­казателей гомеостаза. Чаще всего среднестатистическая норма приводится в виде таблиц (номограмм) по которым можно установить разброс нормальных значений параметра (на­пример, жизненной емкости легких) исходя из пола, роста, возраста и других свойств субъекта. Другой вариант — математические формулы для расчета нормальных показате­лей. Например, хорошо известны индексы нормальной массы тела, рассчитанные исходя из роста и пола (индексы Брока иКетле).

Читать еще:  Что провоцирует варикоз

2. Индивидуальная норма. Этот подход противоположен предыдущему и заклю­чается в идеализации индивидуальности. По выражению Р. Уиллиамса (1960) каждый че­ловек — отклонение от нормы. Изучая биохимические особенности здоровых индивидов, автор отмечал наличие вариации отдельных показателей до 800% (для концентрации не­которых аминокислот в крови) идаже до 5000% (для уровня многих ферментов крови). Следовательно, можно утверждать, что каждый человек здоров по-своему. Этот подход требует от врача учитывать индивидуальность в процессе диагностики и лечения. Однако, очевидно, что индивидуальная норма не может быть использована в качестве основы для диагностики болезней, так как не существует критериев ее оценки. ^

3. Оптимальная норма. Этот подход базируется на представлении о статистиче­ском установлении величины параметров, при которых заболеваемость и смертность ми­нимальны. Например, ожирение и высокая концентрация в крови холестерина неблаго­приятны, так как увеличивают риск смерти от сердечной патологии (рис. 1.1). Но это не значит, что нужно добиваться минимальной концентрации холестерина в крови, так как это, в свою очередь, увеличивает риск смерти от злокачественных опухолей.

Рис 1.1. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин в зависимости от каждого от­дельно взятого фактора риска и их сочетания [Каппе1 ^.В. Ргеуепйуе сагсИо1о§у. Роз1§га€1 Мой 1977;61: 71-85]

Примечание: величины, выходящие за пределы нормы, находятся в темных клетках.

Следовательно, существует некое оптимальное значение концентрации холестери­на (оптимальная норма), которое минимизирует риск утраты здоровья и смерти. В практи­ческой медицине оптимальная норма используется достаточно редко, так как ее установ­ление требует проведения большого числа дорогостоящих массовых обследований.

Здоровье. Большинство ученых сходятся во мнении, что в настоящее время не су­ществует универсального определения понятию «здоровье». Среди предлагаемых разно­образных формулировок можно выделить несколько принципиально отличающихся.

1. Здоровье как норма. Базируется на отождествлении понятия «здоровье» с поня­тием «норма». При таком подходе здоровье рассматривают как отсутствие существен­ных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей,

2. Здоровье как отсутствие болезни. Традиционно индивидуальное здоровье оце­нивается главным образом с позиции наличия или отсутствия у человека тех или иных болезней, патологических отклонений, физических дефектов. В данном случае здоровье и болезнь рассматриваются как взаимоисключающие понятия. На практике такой подход чаще всего используют врачи. Что делает врач, когда пытается установить здоров ли человек? Он более или менее последовательно и систематично исключает болезни. Если болезни не выявлены — человек здоров.

3. Здоровье как успешное приспособление. Этот подход к понятию индивидуаль­ного здоровья возник в 60-е годы прошлого века. В основе определений понятий «здоро­вье» и «болезнь» с позиции этого подхода лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения степени адап­тации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптационных механизмов, их истощения и срыва [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., Баевский Р.М., 1980].

Здоровье с точки зрения теории адаптации может быть охарактеризовано по ус­пешности адаптации организма к естественным жизненным ситуациям или стандарти­зованным условиям специальных тестов. Большинство методов, предлагаемых в настоя­щее время для оценки здоровья, основаны именно на оценке адаптивных возможностей различных систем организма.

4. Здоровье как благополучие. Наиболее полно этот подход отражен в распростра­
ненном определении понятию «здоровье» данном ВОЗ еще в 1946 году «. здоровье еле-

дует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополу­чия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

4. Трехмерная модель здоровья. Эта модель основывается на представлениях о многомерности здоровья [Куликов В.П., 2000]. Попытки оценить здоровье на основании одномерной модели, чаще всего по физическим параметрам организма не могут претендо­вать на достаточную глубину и надежность. Трехмерная модель (рисЛ .2) рассматривает здоровье в трех измерениях: количество жизни, качество жизни и свобода жизни.

Количествояашш

Качество з

Рис 1.2. Трехмерная модель здоровья [Куликов В.П., 2000].

Количество жизни — характеризуется ее продолжительностью. Прогнозировать продолжительность предстоящей жизни можно на основе показателей физического здоро­вья: физического развития, адаптивности и резистентности. Качество жизни характеризу­ется ее удовлетворенностью, социальной адаптивностью и может быть оценено по психо­логическим критериям. Свобода жизни характеризуется свободой поведения субъекта, предопределяется индивидуальной структурой потребностей и мотивов человека (лично­стью), его физическим и психическим здоровьем и средой, накладывающей ограничения на реализацию потребностей. Таким образом, поведение является интегрирующим факто­ром здоровья. С одной стороны, в нем проявляется влияние среды и индивидуальных свойства субъекта, включая его физическое и психическое здоровье. С другой стороны, поведение, включающее такие важные для здоровья факторы как двигательная актив­ность, питание, вредные привычки, существенно влияет на количество и качество жизни. Исходя из трехмерной модели, здоровье это состояние организма, обеспечивающее способность к достижению максимальной продолжительности жизни при адек­ватном качестве жизни и оптимальной свободе поведения.

IIII Понятие болезни. Патологические реакции, процессы, состояния. Симптом и синдром. Классификация, стадии развития и исходы бо­лезней.

Согласно формулировке ВОЗ, болезнь— особый вид страдания, вызванный поврежде­нием организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации, и снижением трудоспособ­ности.

Можно выделить наиболее важные характеристики болезни в современном па­тофизиологическом понимании:

Болезнькачественно новый жизненный процесс.

Болезньобщая реакция организма на действие болезнетворного агента (Аль-перин Д. Е.) или чрезвычайного раздражителя (Павленко СМ,);

Болезньсочетание разрушительного («полом») и защитного («меры против болезни» по Павлову И.П.).

Болезнь — снижение адаптивных возможностей.

Болезни характеризуются специфическими проявлениями, такими как патологиче­ская реакция, патологический процесс, патологическое состояние, симптомы и синдромы.

Патологическая реакция— кратковременная неадекватная реакция организма на воздействие раздражителя. Например, гипергликемия при приеме углеводов у больного сахарным диабетом.

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возни­кающих в организме при воздействии патогенного фактора, приводящая к нарушению процессов жизнедеятельности. Один и тот же патологический процесс может вызы­ваться различными факторами. Например, опухоль может развиваться под влиянием об­лучения, курения, интоксикации, и др.

Типовой патологический процессразвивается всегда по одинаковым закономер­ностям вне зависимости от причины и локализации. К типовым патологическим процес­сам относятся воспаление, лихорадка, опухоль, тромбоз, аллергия.

Патологическое состояние— вялотекущий патологический процесс, стойкое отклонение от нормы, имеющее отрицательное биологическое значение. Например, пульпит (патологический процесс — воспаление пульпы зуба) может закончиться удале­нием зуба и заполнением лунки соединительной тканью (патологическое состояние — от­сутствие зуба).

Признаками (критериями) болезниявляются жалобы больного, анамнез, данные объективного обследования, результаты инструментальных и лабораторных тестов. При­знаки болезней изучает наука — семиотика.

Симптом— какой-либо признак, проявление болезни. Например, боль при травме конечности, раннее пробуждение при неврозе.

Синдром— устойчивая совокупность признаков болезни, объединенных общим па­тогенезом. Например, нефротический синдром, характеризующийся такими симптомами, как дизурия (нарушение выделения мочи), протеинурия (белок в моче), гематурия (кровь в моче), гипопротеинемия (снижение концентрации белка в крови), отеки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9706 — | 7552 — или читать все.

Часть 1. Предмет патологии. Учение о болезни

I. Предмет патологии.

Патология (общая патология)— учение о болезни, объединяет патофизиологию и патологическую анатомию, является фундаментом медицины. Термин «патология» часто употребляется для обозначения нарушений жизнедеятельности и болезней. В этом смысле термины «патологический» и «болезненный» идентичены.

Патофизиология— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода болезней. Патофизиология изучает причины и условия возникновения болезней (этиоло­гия), механизмы их развития (патогенез) и выздоровления (саногенез).

Составные части патофизиологии:

1. Общая патофизиология (включает нозологию — общее учение о болезни, об­щую этиологию и общий патогенез заболеваний и раздел — типовые патологиче­ские процессы).

2. Частная патофизиология органов и систем.

3. Клиническая патофизиология — прикладная дисциплина, занимающаяся ис­
пользованием патофизиологических закономерностей в клинических условиях для интер­
претации данных лабораторных и инструментальных исследований.

Читать еще:  Классификация и стадии патологии

Патологическая анатомия— раздел патологии, изучающий структурные (морфо­логические) проявления болезней. В практической медицине врач-патологоанатом иссле­дует трупы умерших с целью определения причины болезни и смерти.

//. Современное понятие нормы и здоровья.

В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова норматрактуется, как стандарт, типичный вариант, идеальный образец. Патология обычно рассматривается как противо­положность нормы. В медицине существует три основных подхода к определению нормы.

1. Среднестатистическая норма основывается на установлении статистически­ми методами средних величин различных показателей, характерных для здоровых. Таким путем получены нормальные значения артериального давления, пульса, массы тела, кон­центрации глюкозы в крови, содержания в крови эритроцитов и лейкоцитов и других по­казателей гомеостаза. Чаще всего среднестатистическая норма приводится в виде таблиц (номограмм) по которым можно установить разброс нормальных значений параметра (на­пример, жизненной емкости легких) исходя из пола, роста, возраста и других свойств субъекта. Другой вариант — математические формулы для расчета нормальных показате­лей. Например, хорошо известны индексы нормальной массы тела, рассчитанные исходя из роста и пола (индексы Брока иКетле).

2. Индивидуальная норма. Этот подход противоположен предыдущему и заклю­чается в идеализации индивидуальности. По выражению Р. Уиллиамса (1960) каждый че­ловек — отклонение от нормы. Изучая биохимические особенности здоровых индивидов, автор отмечал наличие вариации отдельных показателей до 800% (для концентрации не­которых аминокислот в крови) идаже до 5000% (для уровня многих ферментов крови). Следовательно, можно утверждать, что каждый человек здоров по-своему. Этот подход требует от врача учитывать индивидуальность в процессе диагностики и лечения. Однако, очевидно, что индивидуальная норма не может быть использована в качестве основы для диагностики болезней, так как не существует критериев ее оценки. ^

3. Оптимальная норма. Этот подход базируется на представлении о статистиче­ском установлении величины параметров, при которых заболеваемость и смертность ми­нимальны. Например, ожирение и высокая концентрация в крови холестерина неблаго­приятны, так как увеличивают риск смерти от сердечной патологии (рис. 1.1). Но это не значит, что нужно добиваться минимальной концентрации холестерина в крови, так как это, в свою очередь, увеличивает риск смерти от злокачественных опухолей.

Рис 1.1. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин в зависимости от каждого от­дельно взятого фактора риска и их сочетания [Каппе1 ^.В. Ргеуепйуе сагсИо1о§у. Роз1§га€1 Мой 1977;61: 71-85]

Примечание: величины, выходящие за пределы нормы, находятся в темных клетках.

Следовательно, существует некое оптимальное значение концентрации холестери­на (оптимальная норма), которое минимизирует риск утраты здоровья и смерти. В практи­ческой медицине оптимальная норма используется достаточно редко, так как ее установ­ление требует проведения большого числа дорогостоящих массовых обследований.

Здоровье. Большинство ученых сходятся во мнении, что в настоящее время не су­ществует универсального определения понятию «здоровье». Среди предлагаемых разно­образных формулировок можно выделить несколько принципиально отличающихся.

1. Здоровье как норма. Базируется на отождествлении понятия «здоровье» с поня­тием «норма». При таком подходе здоровье рассматривают как отсутствие существен­ных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей,

2. Здоровье как отсутствие болезни. Традиционно индивидуальное здоровье оце­нивается главным образом с позиции наличия или отсутствия у человека тех или иных болезней, патологических отклонений, физических дефектов. В данном случае здоровье и болезнь рассматриваются как взаимоисключающие понятия. На практике такой подход чаще всего используют врачи. Что делает врач, когда пытается установить здоров ли человек? Он более или менее последовательно и систематично исключает болезни. Если болезни не выявлены — человек здоров.

3. Здоровье как успешное приспособление. Этот подход к понятию индивидуаль­ного здоровья возник в 60-е годы прошлого века. В основе определений понятий «здоро­вье» и «болезнь» с позиции этого подхода лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения степени адап­тации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптационных механизмов, их истощения и срыва [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., Баевский Р.М., 1980].

Здоровье с точки зрения теории адаптации может быть охарактеризовано по ус­пешности адаптации организма к естественным жизненным ситуациям или стандарти­зованным условиям специальных тестов. Большинство методов, предлагаемых в настоя­щее время для оценки здоровья, основаны именно на оценке адаптивных возможностей различных систем организма.

4. Здоровье как благополучие. Наиболее полно этот подход отражен в распростра­
ненном определении понятию «здоровье» данном ВОЗ еще в 1946 году «. здоровье еле-

дует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополу­чия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

4. Трехмерная модель здоровья. Эта модель основывается на представлениях о многомерности здоровья [Куликов В.П., 2000]. Попытки оценить здоровье на основании одномерной модели, чаще всего по физическим параметрам организма не могут претендо­вать на достаточную глубину и надежность. Трехмерная модель (рисЛ .2) рассматривает здоровье в трех измерениях: количество жизни, качество жизни и свобода жизни.

Количествояашш

Качество з

Рис 1.2. Трехмерная модель здоровья [Куликов В.П., 2000].

Количество жизни — характеризуется ее продолжительностью. Прогнозировать продолжительность предстоящей жизни можно на основе показателей физического здоро­вья: физического развития, адаптивности и резистентности. Качество жизни характеризу­ется ее удовлетворенностью, социальной адаптивностью и может быть оценено по психо­логическим критериям. Свобода жизни характеризуется свободой поведения субъекта, предопределяется индивидуальной структурой потребностей и мотивов человека (лично­стью), его физическим и психическим здоровьем и средой, накладывающей ограничения на реализацию потребностей. Таким образом, поведение является интегрирующим факто­ром здоровья. С одной стороны, в нем проявляется влияние среды и индивидуальных свойства субъекта, включая его физическое и психическое здоровье. С другой стороны, поведение, включающее такие важные для здоровья факторы как двигательная актив­ность, питание, вредные привычки, существенно влияет на количество и качество жизни. Исходя из трехмерной модели, здоровье это состояние организма, обеспечивающее способность к достижению максимальной продолжительности жизни при адек­ватном качестве жизни и оптимальной свободе поведения.

IIII Понятие болезни. Патологические реакции, процессы, состояния. Симптом и синдром. Классификация, стадии развития и исходы бо­лезней.

Согласно формулировке ВОЗ, болезнь— особый вид страдания, вызванный поврежде­нием организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации, и снижением трудоспособ­ности.

Можно выделить наиболее важные характеристики болезни в современном па­тофизиологическом понимании:

Болезнькачественно новый жизненный процесс.

Болезньобщая реакция организма на действие болезнетворного агента (Аль-перин Д. Е.) или чрезвычайного раздражителя (Павленко СМ,);

Болезньсочетание разрушительного («полом») и защитного («меры против болезни» по Павлову И.П.).

Болезнь — снижение адаптивных возможностей.

Болезни характеризуются специфическими проявлениями, такими как патологиче­ская реакция, патологический процесс, патологическое состояние, симптомы и синдромы.

Патологическая реакция— кратковременная неадекватная реакция организма на воздействие раздражителя. Например, гипергликемия при приеме углеводов у больного сахарным диабетом.

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возни­кающих в организме при воздействии патогенного фактора, приводящая к нарушению процессов жизнедеятельности. Один и тот же патологический процесс может вызы­ваться различными факторами. Например, опухоль может развиваться под влиянием об­лучения, курения, интоксикации, и др.

Типовой патологический процессразвивается всегда по одинаковым закономер­ностям вне зависимости от причины и локализации. К типовым патологическим процес­сам относятся воспаление, лихорадка, опухоль, тромбоз, аллергия.

Патологическое состояние— вялотекущий патологический процесс, стойкое отклонение от нормы, имеющее отрицательное биологическое значение. Например, пульпит (патологический процесс — воспаление пульпы зуба) может закончиться удале­нием зуба и заполнением лунки соединительной тканью (патологическое состояние — от­сутствие зуба).

Признаками (критериями) болезниявляются жалобы больного, анамнез, данные объективного обследования, результаты инструментальных и лабораторных тестов. При­знаки болезней изучает наука — семиотика.

Симптом— какой-либо признак, проявление болезни. Например, боль при травме конечности, раннее пробуждение при неврозе.

Синдром— устойчивая совокупность признаков болезни, объединенных общим па­тогенезом. Например, нефротический синдром, характеризующийся такими симптомами, как дизурия (нарушение выделения мочи), протеинурия (белок в моче), гематурия (кровь в моче), гипопротеинемия (снижение концентрации белка в крови), отеки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9706 — | 7552 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector