5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возможные причины и классификация патологии

Классификация причин болезней

В зависимости от свойств этиологического фактора причи­ны болезней делят на механические, физические, химические и биологические.

У человека причиной болезни могут быть психогенные воздействия. Недостаток этой классификации состоит в том, что в ней не учитывается характер ответной реакции организма. Поэтому более обоснованным и полным является прин­цип классификации, предложенный П.Д. Горизонтовым. В зависимости от свойств этиологического факто­ра и характера ответной реакции организма согласно данной классификации выделяют 3 группы причин болезней:

1. Патогенные факторы, вызывающие болезнь вследствие прямого по­вреждения субклеточных структур, клеток, тка­ней и органов, т.е. по меха­низму безусловнорефлекторного воздействия (механические, физические, химические и био­логические повреждающие факторы).

2. Индифферентные факторы, способные вызвать болезнь при изменении генетических свойств или при повторном воз­действии на организм.

А. Изменение генетических свойств затрудняет адаптацию и приводит кнарушению гомеостаза организма при действии этого индифферентного (безвредного в обычных условиях) фактора. Примеры: нарушения обмена веществ в организме человека при наследственных дефектах синтеза фермен­тов, необходимых для обмена некоторых аминокислот, глюкоза (наследст­венные ферментопатии).

Б. Повторная встреча с раздражителем может вызвать забо­левание по механизму условного рефлекса (воспроизведение пережитого ранее психо­эмоционального напряжения при по­падании в обстановку, где оно возникло) или по механизму «второго удара» (следовой реакции). Действие «индиффе­рен­тного» раздражителя оставляет «след» в виде нарушения ин­теграции в функциональной системе и нарушения внутри­системного контроля. При по­вторном воздействии раздражи­теля может происходить усиление дезинтегра­ции и развитие биологически нецелесообразной ответной реакции.

3.«Психогенные» факторы действуют через социальную среду (в основ­ном через 2-ю сигнальную систему). Проис­ходит перенапряжение и срыв высшей нервной деятельности, нарушение регулирующих влияний высших отделов мозга. К этой группе относят ятрогенные заболевания, вызванные не­благоприятными психогенными влияниями врача (неосторож­ные объяснения, вызывающие различные фобии, небрежные реплики врача в присутствии больного и т.д.).

Внутренние условия (эндогенные) – наследственные и приобретенные свойства отдельного организма: на­следственность, конституция, пол, возраст, пере­несенные заболевания, отражающиеся на свойствах его индивидуальной реактивности и резистентности (сопротивляемости).

Реактивность – свойство целостного организма дифференцированно реагировать изменением жизнедеятельности на воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Реактивность определяется многими факторами и проявляется разнообразными формами изменений жизнедеятельности индивида. В связи с этим различают несколько категорий реактивности.

1) Видовая реактивность детерминируется видовыми особенностями (например, атеросклероз часто наблюдается у людей, но не у кроликов; у кроликов не развивается сифилис при инфицировании их возбудителем болезни, в отличие от человека).

2) Групповая реактивность свойственна отдельным группам людей. Выделяют реактивность возрастную, половую и конституциональную.

· Возрастная: например, дети (в связи с несовершенством их иммунной системы) чаще взрослых подвержены инфекционным заболеваниям.

· Половая: разная устойчивость мужчин и женщин к кровопотере (у женщин она выше), физической нагрузке (выше у мужчин).

· Конституциональная: астеники (в отличие от нормостеников) менее устойчивы к сильным и длительным физическим и психическим нагрузкам.

3) Индивидуальная реактивность присуща отдельным людям.

Полиэтиологичность

Типовой патологический процесс вызывается большим числом причин различной природы (физической, химической, биологической) и происхождения (экзо- и эндогенного, инфекционно-паразитарного и неинфекционного), реализующих своё патогенное действие в самых разных условиях. Например, причиной воспаления могут быть механическая травма; воздействие тепла, холода, различных химических веществ; микроорганизмы; избыток метаболитов (солей молочной, мочевой и других кислот) и др.

8. Виды биологических факторов, оказывающих патогенное воздействие на организм, и механизмы их патогенного действия. Понятие о социально обусловленных болезнях человека. Основные формы «болезней цивилизации» и их сущность.

Биологическими называются факторы, связанные с воздействием живых объектов. К числу биологических факторов относится воздействие на человека болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, гельминтов, простейших.

Продукты их жизнедеятельности или деградации вызывают расстройства функций клетки, нарушают течение в ней метаболических реакций, проницаемость или даже целостность мембран, подавляют активность клеточных ферментов. Повреждение клетки нередко обусловливается факторами иммунных и аллергических процессов. Они могут быть вызваны, в частности, сходством антигенов, например, микроорганизмов и клеток организма.

Классификация причин болезней

В зависимости от свойств этиологического фактора причи­ны болезней делят на механические, физические, химические и биологические.

У человека причиной болезни могут быть психогенные воздействия. Недостаток этой классификации состоит в том, что в ней не учитывается характер ответной реакции организма. Поэтому более обоснованным и полным является прин­цип классификации, предложенный П.Д. Горизонтовым. В зависимости от свойств этиологического факто­ра и характера ответной реакции организма согласно данной классификации выделяют 3 группы причин болезней:

1. Патогенные факторы, вызывающие болезнь вследствие прямого по­вреждения субклеточных структур, клеток, тка­ней и органов, т.е. по меха­низму безусловнорефлекторного воздействия (механические, физические, химические и био­логические повреждающие факторы).

2. Индифферентные факторы, способные вызвать болезнь при изменении генетических свойств или при повторном воз­действии на организм.

А. Изменение генетических свойств затрудняет адаптацию и приводит кнарушению гомеостаза организма при действии этого индифферентного (безвредного в обычных условиях) фактора. Примеры: нарушения обмена веществ в организме человека при наследственных дефектах синтеза фермен­тов, необходимых для обмена некоторых аминокислот, глюкоза (наследст­венные ферментопатии).

Б. Повторная встреча с раздражителем может вызвать забо­левание по механизму условного рефлекса (воспроизведение пережитого ранее психо­эмоционального напряжения при по­падании в обстановку, где оно возникло) или по механизму «второго удара» (следовой реакции). Действие «индиффе­рен­тного» раздражителя оставляет «след» в виде нарушения ин­теграции в функциональной системе и нарушения внутри­системного контроля. При по­вторном воздействии раздражи­теля может происходить усиление дезинтегра­ции и развитие биологически нецелесообразной ответной реакции.

3.«Психогенные» факторы действуют через социальную среду (в основ­ном через 2-ю сигнальную систему). Проис­ходит перенапряжение и срыв высшей нервной деятельности, нарушение регулирующих влияний высших отделов мозга. К этой группе относят ятрогенные заболевания, вызванные не­благоприятными психогенными влияниями врача (неосторож­ные объяснения, вызывающие различные фобии, небрежные реплики врача в присутствии больного и т.д.).

Внутренние условия (эндогенные) – наследственные и приобретенные свойства отдельного организма: на­следственность, конституция, пол, возраст, пере­несенные заболевания, отражающиеся на свойствах его индивидуальной реактивности и резистентности (сопротивляемости).

Реактивность – свойство целостного организма дифференцированно реагировать изменением жизнедеятельности на воздействие факторов внешней и внутренней среды.

Реактивность определяется многими факторами и проявляется разнообразными формами изменений жизнедеятельности индивида. В связи с этим различают несколько категорий реактивности.

1) Видовая реактивность детерминируется видовыми особенностями (например, атеросклероз часто наблюдается у людей, но не у кроликов; у кроликов не развивается сифилис при инфицировании их возбудителем болезни, в отличие от человека).

2) Групповая реактивность свойственна отдельным группам людей. Выделяют реактивность возрастную, половую и конституциональную.

· Возрастная: например, дети (в связи с несовершенством их иммунной системы) чаще взрослых подвержены инфекционным заболеваниям.

· Половая: разная устойчивость мужчин и женщин к кровопотере (у женщин она выше), физической нагрузке (выше у мужчин).

· Конституциональная: астеники (в отличие от нормостеников) менее устойчивы к сильным и длительным физическим и психическим нагрузкам.

3) Индивидуальная реактивность присуща отдельным людям.

Полиэтиологичность

Типовой патологический процесс вызывается большим числом причин различной природы (физической, химической, биологической) и происхождения (экзо- и эндогенного, инфекционно-паразитарного и неинфекционного), реализующих своё патогенное действие в самых разных условиях. Например, причиной воспаления могут быть механическая травма; воздействие тепла, холода, различных химических веществ; микроорганизмы; избыток метаболитов (солей молочной, мочевой и других кислот) и др.

8. Виды биологических факторов, оказывающих патогенное воздействие на организм, и механизмы их патогенного действия. Понятие о социально обусловленных болезнях человека. Основные формы «болезней цивилизации» и их сущность.

Читать еще:  Астигматизм глаза что это такое

Биологическими называются факторы, связанные с воздействием живых объектов. К числу биологических факторов относится воздействие на человека болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, гельминтов, простейших.

Продукты их жизнедеятельности или деградации вызывают расстройства функций клетки, нарушают течение в ней метаболических реакций, проницаемость или даже целостность мембран, подавляют активность клеточных ферментов. Повреждение клетки нередко обусловливается факторами иммунных и аллергических процессов. Они могут быть вызваны, в частности, сходством антигенов, например, микроорганизмов и клеток организма.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Инфекционные заболевания вызываются патогенными микроорганизмами, которые, вследствие неоптимальной функциональности иммунной системы, попадают в организм. Эти микроорганизмы обладают определенной степенью вирулентности (ядовитости), которая проявляется по-разному:
— в процессе их жизнедеятельности в организме;
— при собственном разрушении.

Инфекционные заболевания характеризуются инкубационным периодом болезнетворных организмов — это время до появления первых признаков той или иной патологии и длительность этого периода зависит от вида возбудителя, способа заражения. Инкубационный период инфекционного заболевания может длиться от считанных часов до нескольких лет.

Классификация инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания различают по многим «параметрам».

А. По месту локализации инфекции данные болезни бывают:
— кишечные (брюшной тиф, сальмонеллез, эшерихиоз, дизентерия, холера, токсикоинфекции пищевые. );
— легочные (инфекционные заболевания дыхательных путей: грипп, ОРВИ, оспа ветряная, респираторные инфекции, корь. );
— трансмиссовыми (инфекционные заболевания крови: ВИЧ, тиф, чума, малярия. );
— заболеваниями наружных покровов (сибирская язва, столбяк).

Б. По виду возбудителя инфекционные заболевания людей бывают:
— вирусные (цитомегаловирусная инфекция, гепатиты вирусные, ВИЧ, грипп, корь, менингит. );
— прионные (вызываются белковыми инфекционными агентами: болезнь Крейтцфельда-Якоба, куру. );
— протозойные (вызываются простейшими инфекционными агентами: амебиоз, балантидиаз, малярия, изоспориаз. );
— бактериальные (менингит, дизентерия, сальмонеллез, чума, холера. );
— микозы (вызываются грибковыми инфекционными агентами: хромомикоз, кандидоз, эпидермофития, криптококкоз. ).

В. Инфекционные заболевания так же подразделяются на:
— Зоонозные.
Характеризуются способностью возбудителя, относящегося к болезням животных, поражать и организм человека. К таким инфекционным заболеваниям, к примеру, относятся: сибирская язва и бешенство, бруцеллез и ящур, листериоз и туляремия.
— Антропонозные.
Эти инфекционные заболевания поражают только человеческий организм, например, дифтерия, тиф, корь, оспа натуральная, холера.
— Инвазионные или паразитарные.
Вызываются паразитами: клещами, простейшими, насекомыми.

Г. В отдельную группу инфекционных заболеваний выносят особо опасные болезни, которые называют карантинными.
Эта группа характеризуется небольшим инкубационным периодом, высокой скоростью распространения, тяжелым течением и большим процентом летального исхода. Всемирной организацией здравоохранения к этой группе инфекционных заболеваний были отнесены: холера, Эбола, чума, оспа натуральная, некоторые типы гриппа, желтая лихорадка.

Причины инфекционных заболеваний

Причиной всех инфекционных заболеваний является патогенный микроорганизм, который, попадая в тело, возбуждает инфекционные процессы. Как привило, каждая болезнь этой природы имеет «своего» возбудителя, хотя есть исключения, к примеру, сепсис возникает в результате воздействия на организм нескольких возбудителей, а стрептококк может вызывать несколько заболеваний (скарлатина, ангина, рожа).

Организмы разных людей по-разному реагируют на вторжение чужеродных агентов: одни к ним, практически, невосприимчивы, другие, наоборот, сразу же начинают остро реагировать на это, проявляя различные симптомы инфекционного заболевания.
Это происходит оттого, что защитные силы организма у людей разные. Защитные силы характеризуют состояние иммунной системы. И поэтому можно сказать, что основной причиной инфекционных заболеваний является неоптимальная функциональность иммунной системы.

Если иммунная система слаба, то организму не «хватает сил» бороться с патогенными микроорганизмами — это состояние человека называется иммунодефицитным.
Бывает, что иммунная система неадекватно активна и начинает воспринимать ткани собственного организма за чужеродные, и атакует их — это состояние называется аутоиммунным.

Возбудители инфекционных заболеваний

— Вирусы.
В переводе с латинского означает «яд». Способны размножаться только внутри живых клеток, куда и стремятся проникнуть.

— Бактерии.
В подавляющем своем большинстве одноклеточные микроорганизмы.

— Простейшие.
Одноклеточные микроорганизмы, которые могут выполнять некоторые функции, свойственные отдельным тканям и органам более высокоразвитых форм.

— Микоплазмы (грибки).
Отличаются от других одноклеточных тем, что не имеют оболочки и могут возбуждать инфекционные процессы, находясь вне клеток.

— Спирохеты.
По своей сути являются бактериями, которые имеют характерную спиралевидную форму.

— Хламидии, риккетсии.
Внутриклеточно функционирующие микроорганизмы, по своей сути занимающие промежуточное положение между вирусами и бактериями.

Степень возможности возникновения инфекционного заболевания у человека зависит от способности его иммунной системы дать адекватный ответ на вторжение какого-либо из этих чужеродных элементов, распознать его и нейтрализовать.

Инфекционные заболевания: симптомы

Симптоматика этих болезней настолько разнообразна, что, несмотря на свою яркую выраженность, зачастую, очень тяжело определить ее вид, а ведь это связано с выбором метода лечения.
Современной медицине известно более 5000 инфекционных заболеваний и около 1500 их симптомов. Это говорит о том, что одни и те же симптомы проявляются во многих болезнях — такие симптомы называют общими или неспецифическими. Вот они:
— повышенная температура тела;
— общая слабость организма;
— снижение аппетита;
— озноб;
— нарушение сна;
— мышечная боль;
— ломота в суставах;
— тошнота и рвота;
— повышенное потоотделение;
— головокружение;
— сильные головные боли;
— апатия.

Но особенную ценность при диагностике инфекционных заболеваний имеют патогномоничные симптомы — признаки, характерные только какой-то одной форме инфекционной патологии. Вот некоторые примеры таких симптомов:
— пятна Вольского-Филатова-Коплика на слизистой ротовой полости характерны только для кори;
— для коклюша характерен особый кашель — судорожный с репризами;
— опистотонус (выгибание спины) является характерным симптомом столбняка;
— водобоязнь — отличительная черта бешенства;
— менингококковую инфекцию можно со 100%-ой уверенностью диагностировать по наличию визикулезной сыпи по ходу нервных стволов.
Патогномоничные симптомы известны для большинства инфекционных заболеваний и каждый врач-инфекционист обязан знать самые распространенные из них.

Кроме всего прочего, существует группа симптомов, которая занимает как бы промежуточное положение между общей и патогномоничной симптоматикой. Эти симптомы могут встречаться не только у инфекционных заболеваний, но и у других тоже. К примеру, увеличенные размеры печени характерны как для вирусного гепатита, так и для цирроза печени, сердечной недостаточности, малярии, брюшном тифе. увеличенный размер селезенки встречается при брюшном тифе, сепсисе, малярии, вирусном гепатите.

Именно поэтому любые инфекционные заболевания людей диагностируются при сочетании множества признаков с применением множества методов анализа и инструментальной диагностики, потому что, повторимся, от этого зависит выбор метода лечения болезни, и, соответственно, успех от этого.

Диагностика инфекционных заболеваний людей

Для диагностики инфекционных заболеваний используется как анамнез (опрос больного), так и лабораторно-инструментальные методы:
— бактериологический;
— серологический;
— вирусологический;
— паразитологический;
— иммунофлюоресцентный.

После опроса больного и предварительных выводов берется материал на анализ, который определяет врач. Этим материалом могут быть: кровь (чаще всего), моча, кал, спинномозговая жидкость, мокроты, мазки со слизистых оболочек, рвотные массы, биоптаты и пунктаты органов.

В последнее время для диагностики инфекционных заболеваний широкое распространение получил иммуноферментный анализ.

Большинство методов диагностики направлены на определение разновидности возбудителя, либо наличия и принадлежности антител к определенным классам иммунных компонентов, что позволяет дифференцировать различные инфекционные заболевания.

Так же, нередко для диагностики этих болезней используют кожные пробы с введенными в них аллергенами для провоцирования соответствующих реакций.

Лечение инфекционных заболеваний людей

В настоящее время имеется огромнейшее количество различных лекарственных препаратов, которые предназначены для лечения разных инфекционных заболеваний людей, и перечислить их все невозможно. да и нет в этом надобности. У многих известных ученых, в настоящее время, очень неоднозначное отношение, к примеру, к антибиотикам, у других — к другим препаратам.

Читать еще:  Как убрать мешки и синяки под глазами советы

Во-первых, любой лекарственный препарат имеет определенные противопоказания и вызывает какие-то побочные эффекты и это основный их недостаток.
Во-вторых, лекарственные препараты, действие которых, направлены на нейтрализацию чужеродных агентов, на самом деле, оказывают «медвежью услугу» иммунной системе, которая развивается и крепнет только в столкновениях с инфекциями, и поэтому чрезмерный прием лекарств, на самом деле, ослабляет организм. Получается парадокс: лечим от одного и тут же «подхватываем» другое заболевание, а то еще и целый их «букет».
В-третьих, прием лекарственных препаратов (особенно антибиотиков) постепенно уничтожает микрофлору желудка — важнейшего звена иммунной системы человека, а это имеет весьма непредсказуемые последствия. Именно поэтому лечение инфекционных заболеваний необходимо проводить одновременно с приемом пробиотиков и пребиотиков, которые являются на 100% натуральными.

Лечение инфекционных заболеваний людей заключается в применении следующих препаратов:
— антибактериальных ( химио- и антибиотикотерапия);
— гамма- или иммуно-глобулинов (серотерапия);
— интерферонов;
— бактериофагов (фаготерапия);
— вакцины (вакцинотерапия);
— препараты крови (гемотерапия).

Сегодня назрела новая парадигма в лечении инфекционных заболеваний: ученые пришли к выводу, что более важным является поддержка иммунной системы (ИС) в ее борьбе с чужеродными агентами, а не прямое влияние на эти агенты, хотя в тяжелых случаях, конечно же, времени нет на восстановление оптимальной функциональности ИС.
Именно по этой причине необходима комплексная терапия этих патологий, в которой наряду с традиционными лекарственными средствами необходимо применять иммуномодуляторы и иммуностимуляторы. Многие из этих препаратов:
— нейтрализуют побочные эффекты, вызываемые лекарственными средствами;
— укрепляет иммунитет организма;
— усиливает терапевтический эффект применяемых лечебных препаратов;
— быстро восстанавливает организм.

Инфекционные заболевания: профилактика

Профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний известны с давних пор и в советский период они носили название: «Здоровый образ жизни». С тех пор они не потеряли свою актуальность, и мы напомним здесь о них.

1. В первую очередь, инфекционные заболевания зависят от нормальной функциональности иммунной системы, состояние которой, в свою очередь зависит от нормального питания. Поэтому правило №1 — питайтесь правильно: не переедайте, употребляйте меньше животных жиров, включите в рацион больше свежих фруктов и овощей, как можно меньше ешьте жаренную пищу, кушайте чаще, но в меньших количествах.

2. Инфекционные заболевания можно предупредить систематическим употреблением иммунных препаратов: иммуномодуляторов и иммуностимуляторов (это второе по важности правило).

3. Укрепляйте иммунитет систематическим употреблением таких растительных продуктов, как лук, чеснок, мед, лимонный сок (не в чистом виде), малина, облепиха, имбирь.

4. Ведите активный образ жизни: делайте зарядку по утрам, посещайте спортзал или бассейн, бегайте по вечерам.

5. Инфекционные заболевания не страшны закаленному организму, поэтому займитесь закалкой (баня и контрастный душ — лучшее средство для этих целей).

6. Откажитесь от вредных привычек: бросьте курить и злоупотреблять алкоголем.

7. Избегайте стрессовых ситуаций и не поддавайтесь депрессивным состояниям, ничто так сильно не подавляет работу иммунной системы, как наши нервные срывы, поэтому станьте оптимистом и поймите, что в этой жизни нет ничего более важного, чем ваше здоровье.

8. Научитесь правильно отдыхать. Постоянный просмотр телевизионных передач и «отдых» на диване — это не отдых. Настоящий отдых должен быть активным и обязательно предусматривать чередование физических и умственных нагрузок.

Это простые правила, которые должны стать образом жизни каждого человека, и тогда гарантируем вам: никакие инфекционные заболевания для вас не будут представлять абсолютно никакой опасности.

Классификация, причины и лечение нарушений зрения у детей

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

К этой категории относятся дети с различными нарушениями зрения. Родителям, столкнувшимся с нарушениями зрения у своих детей, необходимо знать основные правила их воспитания и развития.

Психическое и физическое развитие ребенка с таким диагнозом отличается от развития здоровых детей.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушения зрительных функций относятся:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности, которые вызывают аномалии при внутриутробном развитии;
  • болезни, перенесенные после рождения (травма глаз, инфекция и т.д.);
  • плохая наследственность (глаукома, катаракта и другие проблемы со зрением, которые диагностировали у родственников).

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания. Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Читать еще:  Виды блефаропластики век

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Психологические особенности

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Особенности выбора школы и места в классе

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии. В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры. Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector